Недействующий

О Городской целевой программе по охране труда в городе Москве на 2010-2011 годы (с изменениями на 6 сентября 2011 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.07.2012 N 309-ПП)

1. Характеристика проблемы и оценка сложившейся ситуации


Главное преимущество любого территориального образования связано с его человеческим потенциалом, состояние которого во многом определяется условиями труда. Именно безопасные и здоровые условия труда являются неотъемлемой составляющей устойчивого социально-экономического развития города Москвы, стабилизации социально-трудовых отношений.

Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и работодателей, так и для города в целом.

Реализация в городе Москве основных направлений государственной политики в области охраны труда базируется на принятии и выполнении городских программных мероприятий по охране труда.

В Москве функционирует система государственного управления охраной труда. Законом города Москвы от 12.03.2008 N 11 "Об охране труда в городе Москве" и Положением о системе государственного управления охраной труда в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.11.2009 N 1212-ПП, определены полномочия и функции субъектов управления охраной труда - Правительства Москвы, Департамента труда и занятости населения города Москвы, отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

В органах исполнительной власти города Москвы осуществляют свою деятельность отраслевые комиссии по охране труда, межведомственные комиссии по охране труда при префектурах административных округов и управах районов города Москвы.

Действие городской системы управления охраной труда направлено на совершенствование работы субъектов управления охраной труда и работодателей, позволяющей создавать условия для безопасного производства работ в организациях города, снижения уровней профессиональных рисков повреждения здоровья и, как следствие, исключения случаев производственного травматизма, и в первую очередь, травматизма с тяжелым и смертельным исходом.

Государственные нормативные требования охраны труда распространяются на все хозяйствующие субъекты города, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и сфер деятельности. Результаты выполнения этих требований определяют уровни профессиональных рисков и степень повреждения здоровья, показывают отношение работодателей к обеспечению охраны труда.

Содействие работодателям в обеспечении охраны труда осуществляется в Москве на основе программно-целевого метода. Городская целевая программа по охране труда на 2010-2011 годы является логическим продолжением предыдущих программных мероприятий и учитывает результаты их реализации. Использование программно-целевого метода и системный подход в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, учитывающий реальное состояние дел с обеспечением охраны труда в различных отраслях экономики и сферах деятельности, полностью себя оправдывают.

Реализация программных мероприятий, совместная работа Правительства Москвы, иных органов государственной власти города Москвы, органов государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов и работодателей позволила сохранить наметившуюся с 2004 года тенденцию снижения уровня производственного травматизма. Город Москва является одним из субъектов Российской Федерации с наименьшими показателями уровня производственного травматизма.

На основе изучения потребности организаций в средствах охраны труда, использовании современных информационных технологий и передового отечественного и зарубежного опыта получила развитие городская инфраструктура обеспечения охраны труда, которая в последние годы приобрела системный характер как в функциональном (содействие работодателю по различным направлениям деятельности в обеспечении охраны труда), так и в отраслевом и территориальном плане (широко распространяется в отраслях экономики и административных округах).

Созданы базовые центры по охране труда в административных округах города Москвы, деятельность которых направлена на содействие префектурам и управам районов города Москвы в реализации государственной политики в области охраны труда, оказание методической и практической помощи организациям административных округов в организации работ по охране труда.

В городской инфраструктуре обеспечения охраны труда задействовано 10 базовых центров по охране труда, 10 кабинетов по охране труда центров развития предпринимательства в административных округах города Москвы, 57 обучающих организаций, 52 органа по сертификации работ по охране труда, 75 измерительных лабораторий и около 75 специализированных организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги в сфере охраны труда.

В дальнейшем необходимо продолжать развивать и совершенствовать инфраструктуру обеспечения охраны труда в отраслях экономики и административных округах города Москвы. Это обусловлено специфичностью требований к обеспечению безопасных условий и охраны труда в отдельных отраслях экономики и необходимостью обеспечения "шаговой доступности" работодателей к специализированным организациям, оказывающим адресное содействие организациям по различным направлениям: обучающему, методическому, консультационному, организационно-техническому, экспертному, научному и т.д.

Важнейшим направлением деятельности Правительства Москвы в области охраны труда было и остается взаимодействие с социальными партнерами, органами государственного надзора и контроля, работодателями.

Особая роль в этой работе отводится Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, которая координирует деятельность органов исполнительной власти города Москвы, объединений профсоюзов и работодателей, органов государственного надзора и контроля, статистики, социального страхования, направленную на выработку единых подходов к решению задач в системе государственного управления охраной труда в городе Москве, осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и других мероприятий по охране труда.

Отсутствие на федеральном уровне эффективных законодательных механизмов, обеспечивающих связь развития производства с обеспечением охраны труда, приводит к тому, что производственные процессы сопровождаются производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью. Другим негативным явлением стало непринятие работодателями предупредительных и профилактических мер, направленных на улучшение условий труда и снижение уровня производственного травматизма, которое неразрывно связано с финансовой несостоятельностью предприятий и организаций, в том числе в условиях кризисных явлений.

Сложившаяся ситуация с обеспечением охраны труда характеризуется фактическим отсутствием ответственности работодателя за происшедшие несчастные случаи на производстве. Отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих работодателей в улучшении условий труда, приводит к невыполнению требований охраны труда и, как следствие, к производственному травматизму и возникновению аварийных ситуаций.

Результаты планового контроля, осуществляемого Государственной инспекцией труда в городе Москве, показывают, что в каждой организации города ежегодно фиксируется в среднем 12-14 нарушений требований трудового законодательства включая законодательство об охране труда. Так, в 2009 году в 5135 организациях отмечено 63553 таких нарушения.

Наличие профессиональных рисков повреждения здоровья при определенных условиях косвенно или непосредственно влияет на возникновение несчастных случаев на производстве.

Деятельность субъектов системы государственного управления охраной труда в городе Москве во взаимодействии с работодателями должна быть постоянно направлена на обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, принятие и реализацию предупредительных и профилактических мер на уровне города, отрасли, административного округа города Москвы. На уровне предприятия и организации должно обеспечиваться предупреждение случаев производственного травматизма, устранение причин происшедших несчастных случаев.

Эффективность реализации государственной политики в области охраны труда определяется уровнем взаимодействия субъектов управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля, общественного контроля, организаций, участвующих в обеспечении охраны труда. Без использования программно-целевого метода невозможно достичь заявленных целей и задач, так как каждый из активно действующих на открытом пространстве обеспечения охраны труда субъектов интерпретирует эти цели и задачи по-своему. При наличии целевой программы, являющейся основным инструментом реализации единой политики в сфере охраны труда, устраняются возможные противоречия, а поставленные задачи находят свое решение.