Недействующий

О Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010-2011 годы (с изменениями на 7 мая 2013 года) (утратило силу с 16.07.2016 на основании постановления Правительства Москвы от 01.07.2016 N 386-ПП)

2. Характеристика проблем развития потребительского рынка и услуг, на решение которых направлена программа, и оценка сложившейся ситуации


Потребительский рынок города Москвы обеспечивает сферу конечного потребления товаров и услуг постоянного и временного населения города общей численностью порядка 13,5 млн. человек (или около 9% всего населения Российской Федерации).

Московский потребительский рынок насчитывает в своем составе (по состоянию на 01.01.2009) более 41,0 тыс. стационарных предприятий, из них: 20,7 тыс. предприятий торговли, 11,0 тыс. - бытового обслуживания, 10,0 тыс. - общественного питания, 76 рынков. Кроме того, в городе функционирует более 16 тыс. объектов мелкорозничной сети. В сфере потребительского рынка занято более 1,5 млн. человек.

В 2008 году оборот розничной торговли через все каналы реализации составил 2365,6 млрд. руб., что дало рост в сопоставимых ценах по отношению к уровню 2007 года - 105,3%. (2007 год - 105,1%).

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса москвичей принадлежит организованной розничной торговле, на которую приходится 80,0%.

Оборот общественного питания в 2008 году составил 112,0 млрд. руб., что обеспечило прирост в сопоставимых ценах к уровню 2007 года на 8,6%. (2007 год - 6,3%).

В 2008 году населению было оказано услуг бытового характера на сумму 62,2 млрд. руб., что в фактических ценах на 101,0% выше, а в сопоставимых - на 15,9% ниже объемов 2007 года.

Сводный индекс потребительских цен в Москве составил в 2008 году 112,3% (декабрь 2008 к декабрю 2007 года), в том числе на продовольственные товары - 114,5%, непродовольственные - 106,8%, платные услуги - 115,8%. В среднем по России индексы цен были выше по всем перечисленным позициям и, соответственно, равнялись 113,3%, 116,5%, 108,0% и 115,9%.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста), рассчитанная по среднероссийским нормам потребления, в 2008 году возросла на 14,3% (в целом по России - на 17,5%).

В течение 2007-2009 годов в городе реализуется Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 29.08.2006 N 647-ПП. В ходе ее реализации удалось обеспечить определенный прогресс в решении ряда крупных долгосрочных проблем:

- осуществить меры по расширению социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, в том числе инвалидов, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных семей;

- улучшить условия обслуживания инвалидов на предприятиях потребительского рынка;

- улучшить условия питания учащихся в образовательных учреждениях города;

- сократить имевшийся дефицит сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности в "проблемных зонах" города;

________________

     Постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 N 865-ПП "О мерах по развитию в Москве сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005-2007 годы".


- активизировать процесс совершенствования товаропроводящей сети, упорядочения рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли и развития логистики товародвижения;

- сократить долю неорганизованного рынка;

- усилить контроль за качеством и безопасностью продуктов питания, реализуемых на потребительском рынке города;

- создать правовые условия, направленные на повышение социально-экономической эффективности функционирования потребительского рынка и услуг, обеспечение безопасности, защиту прав потребителей и предпринимательских структур.

За период 2007-2009 годов ожидается: ввод в строй около 8,8 тыс. предприятий потребительского рынка и услуг (в том числе 3,2 тыс. - торговли, 1,7 тыс. - общественного питания, 3,9 - бытового обслуживания), реконструкция - более 2,2 тыс. предприятий (в том числе, 1,1 тыс. - торговли, около 0,6 тыс. - общественного питания, более 0,5 - бытового обслуживания), что значительно превысило задания Программы. В результате улучшится обеспеченность населения города предприятиями отрасли.

По состоянию на 1 октября 2009 года на тысячу жителей Москвы приходится: в розничной торговле 755 кв.м торговой площади; в бытовом обслуживании - 7,4 рабочих мест; в общественном питании (общедоступная сеть) - 40,4 посадочных мест.

За период реализации Программы превышены задания по росту оборота розничной торговли и оборота общественного питания, а также по увеличению доли организованной торговли.

В целом в рамках Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы в Москве планировалось строительство 184 крупных торговых объектов за счет средств инвесторов. За два с половиной года с начала реализации Программы в городе построено 127 таких объектов. Наряду с торговыми площадями торговые комплексы включают многозальные кинотеатры, катки, предприятия общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

В городе активно развиваются отечественные ("Седьмой Континент", "Перекресток", "Пятерочка", "Копейка" и другие) и зарубежные "Метро Кэш энд Керри", "Ашан", "Media Markt", "ОБИ" и другие) сетевые компании. Их участие в создании современных торговых предприятий позволяет решить проблему обеспечения населения товарами широкого ассортимента и по доступным ценам.

На московский потребительский рынок за последние годы стали активно приходить региональные сети, такие как: ЗАО "Тандер" - магазины "Магнит" (Краснодар), "Карусель" (Санкт-Петербург), ЗАО "Торкас" - магазины "Квартал" и "Виктория" (Калининград) и другие.

В настоящее время в городе функционирует порядка трех тысяч предприятий потребительского рынка, входящих с состав сетевых компаний.

Одним из важных направлений, реализуемых на потребительском рынке города, является социальная поддержка малообеспеченных групп населения.

В целях обеспечения ценовой доступности товаров и услуг для социально незащищенных категорий граждан в 2007-2009 годах продолжалась работа по аккредитации предприятий потребительского рынка и услуг. По состоянию на 1 октября 2009 года в 613 аккредитованных магазинах, 1279 предприятиях бытового обслуживания и 149 общественного питания по ценам на 10-15% ниже среднегородских приобретали товары и пользовались услугами инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, многодетные и малообеспеченные семьи с детьми. Дополнительно к аккредитованным магазинам 1406 предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на добровольной основе за счет собственных средств предоставляли скидки по социальной карте москвича в размере от 5 до 15%.