ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2010 года N 101-ПП
Об основных положениях проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 6 декабря 2011 года N 581-ПП
____________________________________________________________________
В целях создания условий, обеспечивающих в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования и документацией по планировке территории города Москвы комплексное строительство, формирование среды, благоприятствующей жизни и деятельности в городе Москве, условий, стимулирующих сохранение и создание новых мест приложения труда, Правительство Москвы
постановляет:
1. Отнести к числу приоритетных задач органов исполнительной власти города Москвы:
1.1. Анализ положений законодательства, связанных со сферой деятельности исполнительных органов государственной власти города Москвы.
1.2. Выявление норм и правил, препятствующих комплексному обустройству и осуществлению строительства на территории города Москвы, а также сохранению мест приложения труда.
1.3. Своевременная подготовка предложений по внесению необходимых изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты.
2. Одобрить основные положения проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (приложение).
3. Министру Правительства Москвы Дамурчиеву В.Н. и заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочному представителю Мэра Москвы в Московской городской Думе Виноградову В.Ю. в трехмесячный срок обеспечить оформление и внесение для рассмотрения в установленном порядке проекта закона в соответствии с основными положениями (п.2).
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Дамурчиева В.Н.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Основные положения
проекта федерального закона "О внесении изменений
в Земельный кодекс Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Применение на территории города Москвы в период с 2005 по 2009 годы положений земельного, водного, градостроительного, жилищного законодательства выявило ряд проблем, осложняющих размещение градостроительных объектов на территории города Москвы.
Основными проблемами являются недостаточно точное нормативное регулирование процессов образования, формирования и предоставления земельных участков, в том числе участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также проблемы, связанные с градостроительным освоением подземных пространств, в том числе расположенных под дном поверхностных водных объектов.
Действующие федеральные законы не в полной мере обеспечивают беспрепятственную реализацию градостроительных решений, принятых во исполнение документов территориального планирования и документации по планировке территорий.
В частности, в случаях образования зон планируемого размещения объектов капитального строительства при резервировании земель, территорий с особыми условиями использования не урегулированы вопросы распространения установленных для таких зон (территорий) ограничений по использованию на все земельные участки, расположенные в границах зон (территорий).
Законодательно не урегулирована схема государственной регистрации ограничений (обременений) и уведомления владельцев земельных участков при принятии решений об изъятии земельных участков или решений о резервировании земель для государственных нужд.
Существенно тормозит развитие территорий недостаточная урегулированность вопросов, связанных с изъятием зданий и сооружений для государственных или муниципальных нужд.
Если возможность изъятия зданий и сооружений соответствует случаям, предусмотренным законом, но для этих объектов не сформированы земельные участки, изъятие требует предварительного образования таких участков на основании проектов межевания, проведения комплекса мероприятий, связанных с постановкой предназначенного для изъятия земельного участка на государственный кадастровый учет.
При этом формирование земельного участка осуществляется лишь для формального соблюдения правила, что здания и сооружения могут изыматься только в связи с изъятием земельного участка.
Наряду с этим, на территории города Москвы, как и в Российской Федерации, растет число случаев неэффективного управления и фактического прекращения хозяйственной деятельности предприятий промышленного назначения, а также градообразующих предприятий иного назначения. При этом отмечаются факты необоснованного сокращается числа рабочих мест, что негативно влияет на процесс занятости населения в целом и влечет рост социальных проблем, в том числе повышение уровня преступности.
В целях устранения указанной проблемы, основными положениями законопроекта предусматривается установление дополнительных оснований для изъятия неиспользуемых или используемых с нарушением установленного правового режима земельных участков, предназначенных для эксплуатации зданий, строений и сооружений предприятий промышленного назначения.
В частности, предусматривается изъятие земельных участков в случае неиспользования расположенных на них промышленных предприятий по их назначению более двух лет.
Предлагаемые изменения позволят устранить отдельные правовые пробелы и оптимизировать практическую реализацию некоторых положений Земельного, Водного и Жилищного кодексов Российской Федерации, Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Проект нормативно соотносит такие категории как образование и формирование земельных участков, имеющих важнейшее значение в земельном законодательстве, конкретизирует перечень имущественных прав, на которых может быть предоставлен земельный участок многоквартирных домов, исключает возможность внесения в состав общего имущества многоквартирного дома земель населенных пунктов объектов, предназначенных для общественных нужд или для использования более чем одного многоквартирного дома.
Проект дополняет перечень ограничений земельных участков решениями об изъятии земельных участков и резервировании земель, а также устанавливает единый порядок уведомления владельцев земельных участков и владельцев объектов недвижимости жилого назначения о государственной регистрации принятых решений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости жилого назначения для государственных нужд.
Кроме того, проект нормативно закрепляет возможность использования земель, занятых поверхностными водными объектами в границах населенных пунктов на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Принятие проекта позволит снять необоснованные препятствия для осуществления градостроительной деятельности, а также создаст условия для достижения баланса публичных и частных интересов, связанных с использованием территорий в границах населенных пунктов.
Разрешение обозначенных выше проблем может быть обеспечено внесением изменений в федеральные законы.
1. В Земельном кодексе Российской Федерации предлагается:
Статью 11_2 дополнить пунктами 11 и 12 следующего содержания:
"11. Образование земельного участка завершается утверждением схемы расположения такого участка на кадастровой карте (плане) территории. Формирование земельного участка завершается постановкой образованного участка на кадастровый учет.
12. Образование земельных участков в населенных пунктах из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти указанных субъектов, если законами этих субъектов не установлено иное.".
В статье 11_3:
а) подпункт 1 пункта 2 изложить в следующей редакции:
"1) кадастровые паспорта земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки;";
б) в подпункте 2 пункта 4 слова "и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки)" заменить словами "и схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровой карте (плане) территории";
в) первое предложение пункта 5 дополнить словами "после их постановки на государственный кадастровый учет.".
Подпункт 4 пункта 1 статьи 24 дополнить словами: ", а также жилищным строительным кооперативам, отвечающим условиям пункта 4 статьи 301 настоящего Кодекса;".
В статье 30:
а) пункт 2_2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Земельные участки в границах земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду или безвозмездное срочное пользование для проектирования и строительства зданий и сооружений, в том числе подземных, в период с подачи заявления о выдаче разрешения на ввод построенных объектов в эксплуатацию до получения такого разрешения могут быть преобразованы органом, принявшим решение о предоставлении земельных участков для строительства, до размеров и конфигурации границ, необходимых для целей эксплуатации таких объектов.";
б) второй абзац подпункта 1 пункта 4 перед словами ", осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка" дополнить словами ", включая его разрешенное использование";
в) третий абзац подпункта 1 пункта 4 заменить подпунктом следующего содержания:
"2) проведение работ, в результате которых обеспечивается:".
Пункт 2 статьи 30_1 после слов "статьи 30" дополнить словами ", пунктом 4 настоящей статьи".
Статью 30_1 дополнить пунктом следующего содержания:
"4. Земельные участки, предназначенные исключительно для строительства многоквартирных домов, в рамках государственных или муниципальных жилищных программ могут предоставляться без проведения торгов в аренду на срок строительства, но не более чем на 5 лет жилищным строительным кооперативам.
В статье 36:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. В существующей застройке для эксплуатации (использования) многоквартирных домов, иных зданий и сооружений, переданных в состав общего имущества многоквартирных домов, сформированные в установленном порядке земельные участки могут предоставляться на праве общей долевой собственности или на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам помещений, а также на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам и арендаторам помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности в таких многоквартирных домах.";
б) в абзаце втором пункта 3 второе предложение дополнить словами "с любым правообладателем помещения или на основании обращения любого из правообладателей помещений в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.";
в) в пункте 5 слова "указанные в настоящей статье," дополнить словами ", за исключением случаев приобретения земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора,";
г) в пункте 8 слова "в двухнедельный срок" заменить словами " в месячный срок".
Статью 44 после слов "принудительного изъятия у собственника его земельного участка" дополнить словами ", в том числе в связи с ненадлежащим использованием такого участка,".
Пункт 2 статьи 45 дополнить подпунктами 4.1 и 4.2, изложив их в следующей редакции:
"4.1) неиспользование в течение двух и более лет подряд земельного участка, предназначенного для функционирования предприятия промышленного назначения, градообразующего предприятия иного назначения, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован в соответствии с установленным для него правовым режимом из-за стихийных бедствий или обстоятельств, исключающих такое использование и не связанных с деятельностью по управлению предприятием;
4.2) использование земельного участка, предназначенного для функционирования предприятия промышленного назначения, градообразующего предприятия иного назначения, в течение двух и более лет подряд не в соответствии с установленным для него правовым режимом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован в соответствии с установленным для него правовым режимом из-за стихийных бедствий или обстоятельств, исключающих такое использование и не связанных с деятельностью по управлению предприятием;".
Пункт 2 статьи 46 дополнить подпунктами 4.1 и 4.2, изложив их в следующей редакции:
"4.1) неиспользование в течение двух и более лет подряд земельного участка, предназначенного для функционирования предприятия промышленного назначения, градообразующего предприятия иного назначения, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован в соответствии с установленным для него правовым режимом из-за стихийных бедствий или обстоятельств, исключающих такое использование и не связанных с деятельностью по управлению предприятием;
4.2) использование земельного участка, предназначенного для функционирования предприятия промышленного назначения, градообразующего предприятия иного назначения, в течение двух и более лет подряд не в соответствии с установленным для него правовым режимом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован в соответствии с установленным для него правовым режимом из-за стихийных бедствий или обстоятельств, исключающих такое использование и не связанных с деятельностью по управлению предприятием;".
В статье 49:
а) название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также в случаях их ненадлежащего использования";
б) подпункт 3 пункта 1 после слов "к изъятию, в том числе путем выкупа," дополнить словами "а также в случаях ненадлежащего использования";
в) дополнить пунктом 4, изложив его в следующей редакции:
"4. Изъятие земельного участка в случаях его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям, предусмотренным подпунктами 4.1 и 4.2 пункта 2 статьи 45, подпунктами 4.1. и 4.2 пункта 2 статьи 46 настоящего Кодекса, гражданским законодательством.".
Пункт 2 статьи 55 дополнить предложением следующего содержания:
"При отсутствии сформированного земельного участка, наличии на фактически используемых землях объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке, а также при отсутствии на указанных землях объектов, являющихся самовольными постройками, в случаях, на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом возможно принудительное отчуждение фактически используемых земель и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд без формирования соответствующего земельного участка, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.".
В статье 56: