Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2009 года N 126-ПП (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 21.03.2013 N 162-ПП)

Раздел I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1991 года N 328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право самостоятельно определять формы социальной поддержки населения в условиях либерализации цен.

В 1992 году Правительством Москвы была впервые принята программа мер социальной защиты москвичей.

С тех пор эти программы принимаются ежегодно, но значительно изменилась структура программ, расширилось число мероприятий, объем финансовых ресурсов на их реализацию. Программы являются комплексными и включают меры социальной поддержки не только в сфере социальной защиты, но и здравоохранения, образования, жилищной политики, коммунального обслуживания, транспорта и др.

Правительство Москвы и Московская городская Дума в своей социальной политике всегда исходят из интересов конкретных потребностей уязвимых групп населения, ставят задачу максимально эффективного удовлетворения социальных ожиданий и решения существующих проблем.

Главной целью Комплексной программы мер социальной защиты населения города Москвы является:

- предоставление в полном объеме установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы мер социальной защиты населения;

- повышение уровня жизни нетрудоспособных граждан и семей с детьми, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; снижение уровня бедности;

- обеспечение адресной социальной поддержки нуждающихся категорий граждан и семей с детьми на городском, окружном и районном уровнях;

- повышение эффективности форм и методов социальной поддержки населения, внедрение новых социальных технологий, совершенствование региональной законодательной базы.

В социальной сфере Москвы реализуется ряд целевых городских программ, охватывающих значительный круг проблем, связанных с социальной поддержкой семей с детьми, молодежи, граждан старшего поколения, инвалидов и других категорий населения с особым статусом:

- Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы (включая подпрограмму "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве на 2008-2009 годы");

- городская целевая комплексная программа - "Культура Москвы" (2008-2010 годы);

- городские программы "Столичное здравоохранение" на 2008-2010 годы", "Столичное образование - 5 на 2009-2011 годы", "Молодежь Москвы" (2007-2009 годы) и др.

Данные городские целевые программы являются инструментами реализации региональной социальной политики и направлены на повышение уровня жизни населения по конкретным приоритетным направлениям, а в целом обеспечивают достижение определенных качественных показателей в социальном развитии, включая снижение абсолютной бедности, повышение доступности услуг учреждений социальной сферы, улучшение демографической ситуации.

В связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 640-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года" Департаменту социальной защиты населения города Москвы поручено разработать и представить проект Комплексной программы мер социальной защиты населения города Москвы на период 2009-2011 годов.

Учитывая глобальный финансовый кризис, вопросы сохранения уровня жизни уязвимых групп населения на предстоящий трехлетний период останутся первостепенными, потребуют постоянного отслеживания складывающей ситуации, внесения оперативных мер реагирования.

Вместе с тем, остро стоит вопрос повышения эффективности и научно-методического обеспечения проводимой социальной политики, внедрения социальных стандартов, разработки системы объективных показателей качества и уровня жизни населения.

Доходы ниже прожиточного минимума (уровень абсолютной бедности) в 2007 году имели 12,6% жителей Москвы, хотя сам показатель прожиточного минимума не отражает современных стандартов уровня жизни, не обеспечивает условий для воспроизводства населения. При таком показателе понимание глубины, профиля и причин бедности остается за рамками статистического наблюдения. Не зная качественной структуры бедности, невозможно сформулировать эффективные меры политики, направленной на ее снижение.

В рамках разрабатываемой Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года эти факторы имеют особое значение.

По показателю уровня бедности, определяемого по европейским стандартам (к бедным относится население, чьи доходы составляют менее 60% среднего дохода) 30% населения Москвы можно отнести к относительно бедным. В развитых странах Европы эта доля составляет не более 10-12%.

Поэтому на ближайшую перспективу сглаживание неравенства граждан по уровню располагаемых доходов должно являться одной из основных целей региональной социальной политики. Эта работа требует выработки системных, целенаправленных предложений и конкретных действий, как в рамках имеющихся полномочий, так и путем внесения соответствующих инициатив на федеральный уровень.

Комплексная программа мер социальной защиты населения города Москвы на период 2009-2011 годов должна стать первой ступенью на пути решения этой задачи.