Недействующий

Об обеспечении безопасности людей на водных объектах города Москвы (с изменениями на 20 апреля 2012 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 19.01.2022 N 20-ПП)

2.1. Создание  многофункциональных зон отдыха населения
на водных объектах города Москвы

Многолетний опыт эксплуатации зон отдыха и охраны жизни людей на водных объектах показывает, что задачу создания комфортных и безопасных условий для досуга на водоемах целесообразно решать по двум взаимосвязанным направлениям: построение современной инфраструктуры отдыха (после определения мест размещения зон отдыха) и проведение организационно-технической работы по недопущению купания людей в запрещенных местах.

Комфортные условия для отдыха населения целесообразно создавать путем оперативного развертывания мест отдыха в зависимости от времени года, погоды, обстановки проводимых мероприятий (праздники, соревнования, массовые гуляния и др.), в том числе на основе легковозводимых нестационарных объектов, некапитальных стационарных объектов. Состав объектов и их количество зависят от конкретных задач при обязательном соблюдении градостроительного и природоохранного законодательства (Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", законы города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве").

Отечественный и международный опыт эксплуатации таких объектов заслуживает внимания. Это каток на Красной площади, детский каток на Тверской площади, пляж на реке Сене в Париже.

Современные многофункциональные зоны отдыха должны создаваться на основе интеграции материальных, технических и организационных ресурсов имеющихся и создаваемых мест отдыха в прибрежных рекреационных зонах в рамках единой инфраструктуры объекта, состоящей из следующих элементов: центра обеспечения безопасности на водных объектах, поста охраны общественного порядка, медицинского пункта, центра обучения безопасному поведению в экстремальных условиях, а также элементов организации отдыха населения, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Состав конкретных элементов зоны отдыха, их количество и размер должны определяться с учетом инфраструктуры прилегающих территорий, а также перспективных планов их развития.

В настоящее время Правительством Москвы созданы условия для развития многофункциональных зон отдыха населения. Принят ряд постановлений, направленных на рациональное использование ландшафтно-рекреационного потенциала водных объектов, благоустройство набережных реки Москвы, развитие туристско-рекреационной инфраструктуры. Всего до 2011 года планируется произвести реконструкцию 87 водоемов, к началу 2009 года уже восстановлено и реабилитировано более 50 водоемов.

Важным направлением в обеспечении безопасности людей на водных объектах является принятие мер по недопущению купания в запрещенных местах.

На основе анализа многолетних статистических данных удалось выявить наиболее неблагоприятные места отдыха. При этом количество опасных прудов и озер (27) составляет всего 6% от их общего числа (438), а протяженность 8 опасных участков на Москве-реке (около 1 км) составляет менее 1% береговой линии в черте города. Реализация рациональных профилактических мер на этих территориях обеспечит существенное сокращение количества случаев гибели людей на воде. Концентрация усилий в неблагоприятных местах позволит взять их под контроль, а там, где позволяет обстановка, создать благоустроенные зоны отдыха с купанием, в других случаях навести установленный порядок и не допустить несанкционированного купания людей.

С принятием Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" создана нормативная правовая база по пресечению правонарушений.

Создание современных зон отдыха и увеличение их количества позволят развернуть сеть мест отдыха у воды, проводить в режиме "шаговой доступности" спортивные, культурно-массовые мероприятия с различными категориями населения, включая занятия по оказанию первой неотложной медицинской помощи, спасению и самоспасению людей, снизить количество несчастных случаев и экологических нарушений.