ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2009 года N 749-ПП
О проекте закона города Москвы "О социальном партнерстве в городе Москве"
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 мая 2011 года на основании
постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 161-ПП
____________________________________________________________________
В связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О социальном партнерстве в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона на рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Виноградова В.Ю.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Закон города Москвы
О социальном партнерстве в городе Москве
Настоящий Закон в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации регулирует правоотношения в сфере социального партнерства в городе Москве с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.
1. Социальное партнерство в городе Москве (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти города Москвы, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. Стороны соглашений - соответствующие профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов, объединения территориальных организаций профессиональных союзов или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, соответствующие объединения работодателей, а также органы исполнительной власти города Москвы.
3. Система социального партнерства в городе Москве (далее - система социального партнерства) - совокупность трехсторонних (двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной власти города Москвы, для реализации задач социального партнерства и заключаемых ими соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в городе Москве, а также правовых актов, регламентирующих порядок, формы взаимодействия, соотношение вышеназванных органов, последовательность разработки, сроки принятия коллективных договоров и соглашений.
4. Социально-трудовые нормативы - единые на всей территории города Москвы показатели объема и качества удовлетворения основных потребностей работников, возникающих и реализующихся в сфере социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
5. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
6. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
7. Представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
8. Представитель работодателя - индивидуальный предприниматель, руководитель организации или уполномоченное им лицо, а также соответствующее объединение работодателей.
9. Представители органов государственной власти города Москвы руководители органов государственной власти города Москвы или другие уполномоченные лица.
10. Межрегиональные соглашения по социальному партнерству с участием города Москвы (далее - межрегиональные соглашения с участием города Москвы), отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы - правовые акты, устанавливающие общие принципы социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемые между представителями работников города Москвы, представителями работодателей города Москвы, а в случае необходимости финансирования реализации положений соглашения из бюджета города Москвы и Правительством Москвы, и полномочными представителями сторон социального партнерства одного или более субъектов Российской Федерации.
11. Московское трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в городе Москве, заключаемый Правительством Москвы, объединением (объединениями) профсоюзов города Москвы, объединением (объединениями) работодателей города Москвы в пределах их компетенции.
12. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве правовой акт, устанавливающий размер минимальной заработной платы в городе Москве, заключаемый Московской трехсторонней комиссией на основании переговоров между Правительством Москвы, объединением (объединениями) профсоюзов города Москвы, объединением (объединениями) работодателей города Москвы.
13. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), заключаемые отраслевыми профсоюзами, отраслевыми объединениями работодателей и соответствующими отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы.
14. Территориальные (окружные и районные) соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые сторонами соглашений на уровне территориальных единиц города Москвы.
1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и нормы международного права, а также правовые акты города Москвы, содержащие положения о социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
2. В правовую основу социального партнерства входят также Генеральное соглашение, межрегиональные соглашения с участием города Москвы, межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы, Московское трехстороннее соглашение, Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве, отраслевые (межотраслевые) и территориальные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
3. Если в сфере совместного ведения Российской Федерации и города Москвы международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, а также федеральные нормативные правовое акты содержат положения, устанавливающие более благоприятные для работников условия по сравнению с настоящим Законом, то реализуются положения международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, а также федеральных нормативных правовых актов.
Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:
1) уважение и учет интересов сторон;
2) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
3) содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;
4) соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, норм международного права и законодательства города Москвы;
5) полномочность представителей сторон;
6) полнота представительства сторон;
7) равноправие сторон и доверие в отношениях;
8) независимость в принятии решений сторонами социального партнерства;
9) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
10) добровольность принятия сторонами обязательств на основе взаимного согласования;
11) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
12) реальность обеспечения принятых социальными партнерами обязательств;
13) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
14) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров, решений;
15) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
16) соблюдение предусмотренных федеральным законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров;
17) обеспечение функционирования специализированных организаций, созданных сторонами социального партнерства;
18) развитие социального партнерства на всех уровнях;
19) эффективность социального партнерства.
Действие настоящего Закона распространяется на работодателей и их объединения, профсоюзные организации и их объединения, осуществляющие свою деятельность на территории города Москвы, работников, органы исполнительной власти города Москвы.
Система социального партнерства в городе Москве создается для выполнения следующих основных задач:
1) содействие проведению социально ориентированных экономических преобразований в городе Москве;
2) обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
3) обеспечение стабильного развития гражданского общества;
4) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;
5) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов;
6) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;
7) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению связанных с ними конфликтов.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключения;
2) взаимных консультаций сторон соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы в различных формах досудебного разрешения коллективных трудовых споров.
Система социального партнерства в городе Москве включает следующие уровни:
1) региональный (городской);
2) отраслевой (межотраслевой) городской;
3) территориальный (окружной и районный);
4) локальный (уровень организации).
В городе Москве стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений по отдельным направлениям.
В городе Москве система социального партнерства включает в себя следующие элементы:
1) Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
2) специализированные организации по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров, созданные сторонами социального партнерства;
3) специализированные организации по оказанию консультационно-правовых услуг, созданные сторонами социального партнерства;