В 2008 году, КСП Москвы основное внимание уделяла контролю за управлением бюджетными ресурсами, результативностью их расходования, а также внедрению новых форм контроля. В 2008 году в форме аудита эффективности было проведено 4 проверки и 1 обследование, оценке реализации городских целевых программ посвящено 7 контрольных мероприятий.
По результатам контрольных мероприятий Палатой выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 30405658,30 тыс.рублей (с учетом средств местных бюджетов), в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 73860,0 тыс.рублей (из них 63136,04 тыс.рублей - вызванные несанкционированным перемещением бюджетных ассигнований в 2006 году), неэффективное использование средств на сумму 5098730,5 тыс.рублей и иные нарушения на сумму 25233067,8 тыс.рублей, а также расходование бюджетных средств на цели, не относящиеся к расходным обязательствам муниципальных образований, на сумму 5503,1 тыс.рублей. Данные по указанным нарушениям приведены в приложении 2 к настоящему Отчету.
По итогам контроля Палатой направлены 109 представлений, 1 предписание, 119 информационных писем в Московскую городскую Думу, 110 - Мэру Москвы, 103 - в органы исполнительной власти города Москвы и иные организации.
Всего по результатам проведенных в 2008 году контрольных мероприятий КСП Москвы предложила устранить нарушения на общую сумму 9027391,4 тыс.рублей. В настоящее время устранена часть нарушений на общую сумму 1755620,0 тыс.рублей (с учетом средств местных бюджетов и устранения нарушений по контрольным мероприятиям прошлых лет), остальные нарушения находятся на контроле. При выявлении нарушений КСП Москвы давала рекомендации не только об их устранении в организации, являвшейся объектом проверки, но и о принятии мер по предотвращению таких нарушений в дальнейшем в соответствующей отрасли (подотрасли) городского хозяйства в целом.
По результатам контрольной деятельности КСП Москвы материалы экспертизы эффективности распоряжения жилищным фондом города Москвы, освобожденным за выбытием граждан на территории города в 2006- 2007 годах (на базе результатов проверки эффективности распоряжения жилищным фондом города Москвы, освобождаемым за выбытием граждан на территории Северного и Восточного административных округов города Москвы), направлены в Прокуратуру города Москвы.
По итогам проверок исполнения бюджета органами местного самоуправления 24 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 5 должностных лиц освобождены от занимаемой должности. В отношении бывшего Руководителя муниципального образования Головинское возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 292 "Служебный подлог" Уголовного кодекса Российской Федерации. Итоговые материалы по 8 контрольным мероприятиям направлены в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.
В сфере налоговых доходов, расходов на общегосударственные вопросы и информатизацию проводимые контрольные мероприятия были направлены на решение наиболее значимых проблем в части исследования возможностей увеличения налоговых доходов бюджета, оценки результативности проведения торгов по размещению государственных заказов, деятельности отраслевых органов исполнительной власти города Москвы по исполнению бюджета как главных распорядителей бюджетных средств и государственных заказчиков городских целевых программ, контроля за расходованием средств, направленных на развитие промышленности, малого предпринимательства, потребительского рынка, компьютеризацию образовательных учреждений.
В ходе проведения контрольных мероприятий в 2008 году отмечены слабая исполнительская дисциплина органов исполнительной власти города Москвы при решении поставленных перед ними задач, отсутствие норм, предусматривающих ответственность главных распорядителей бюджетных средств за достижение ожидаемых результатов и достоверность представляемых сведений о реализации городских целевых программ, результатах размещения государственного заказа в городе Москве.
Обследованием влияния введения единого налога на вмененный доход субъектов малого предпринимательства в сфере торговли и услуг на налоговые доходы города и на стимулирование развития малых предприятий выявлено, что при переводе в городе Москве налогоплательщиков - юридических лиц, в отношении которых может быть установлена система единого налога на вмененный доход, возможно как увеличение, так и уменьшение налогового бремени налогоплательщиков в зависимости от вида их деятельности, характеристики объекта (количества работников, площадей и др.) и результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Аудит эффективности влияния введения прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц в Российской Федерации и на социально-экономическое развитие города показал, что введение прогрессивной шкалы налогообложения позволит перераспределить налоговую нагрузку между различными слоями населения, однако не позволит существенно снизить дифференциацию доходов и решить проблему социального неравенства.
Проверкой соответствия организации и проведения конкурсов и аукционов требованиям законодательства Российской Федерации было установлено, что уполномоченным органом по размещению государственных заказов (Департаментом города Москвы по конкурентной политике), Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом финансов города Москвы и государственными заказчиками не соблюдались требования нормативных правовых актов при планировании, организации размещения и исполнении государственных заказов.
В первом полугодии 2008 года в сравнении имело место снижение показателей, характеризующих степень конкурентности и эффективности системы размещения государственного заказа.
Контроль за размещением государственного заказа Департамент города Москвы по конкурентной политике сводил к формальному контролю за выполнением отдельных процедурных норм. Контроль за исполнением планов-графиков размещения государственного заказа и исполнением государственных контрактов в полном объеме не осуществлялся. Средства автоматизированной информационной системы Единого реестра контрактов и торгов города Москвы (далее - АИС ЕРКТ) не обеспечивали учета суммы экономии, получаемой по результатам проведенных торгов.
Проверкой исполнения бюджета города Москвы за 2007 год Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы (далее - ДПРиУ) выявлено неоднократное изменение бюджетных ассигнований по отдельным видам расходов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, что свидетельствует о недостатках при планировании бюджетных средств.
В проверяемом периоде ДПРиУ нарушались требования нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы. Так, ДПРиУ осуществлялись закупки проектно-изыскательских и строительных работ по объекту, не включенному в перечень Адресной инвестиционной программы города Москвы (далее - АИП), а также закупки работ и услуг без заключения соответствующих государственных контрактов. Кроме того, в 2007 году ДПРиУ были произведены избыточные расходы.
По результатам проверки исполнения бюджета города Москвы за 2007 год ДПРиУ уменьшены бюджетные ассигнования на 2008 год на 6494,8 тыс.рублей.
В ходе проверки исполнения бюджета города Москвы за 2007 год Департаментом науки и промышленной политики города Москвы (далее - ДНПП) установлены факты нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы при выделении бюджетных средств, перемещении бюджетных ассигнований, предоставлении бюджетных кредитов, размещении государственных заказов, ведении реестров закупок, реестров государственных (муниципальных) контрактов, реестра расходных обязательств. В рамках реализации Программы прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы защита прав города Москвы на результаты интеллектуальной собственности не осуществлялась, ни одной заявки по закреплению данных прав за городом Москвой подано не было, лицензионные договоры не оформлялись.
При этом в работе ДНПП выявлены недостатки, влияющие на достоверность представляемой отчетности и эффективное использование бюджетных средств, факты недопоступления средств в бюджет (1363,8 тыс.рублей), избыточных расходов бюджетных средств (4850,0 тыс.рублей).
Аналогичные нарушения требований нормативных правовых актов выявлены при проведении проверки исполнения бюджета города Москвы за 2007 год Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы (далее - ДПРМП).
Проверкой эффективности мер поддержки предприятий промышленности в форме бюджетных кредитов и их влияния на развитие промышленности города (на примере ОАО "Тушинский машиностроительный завод", ОАО "Производственно-экспериментальная фабрика "Союз") установлено, что предоставление бюджетных кредитов ОАО "ТМЗ" и ОАО "ПЭФ "Союз" осуществлено с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Бюджетный кредит в сумме 18255,0 тыс.рублей, выделенный 15 июля 2004 года сроком на пять лет для завершения в 2004 году работ по созданию комплекса по переработке изношенных автопокрышек, ОАО "ТМЗ" использован неэффективно, так как до настоящего времени указанный комплекс не эксплуатируется.
В результате анализа промежуточных результатов реализации ОАО "ПЭФ "Союз" проектов, для выполнения которых были предоставлены бюджетные кредиты, сделан вывод, что основные показатели коммерческой и бюджетной эффективности проектов в части поступления выручки, прибыли и налоговых отчислений в бюджеты остались нереализованными.
КСП Москвы также уделяла внимание контролю за реализацией предложений по итогам ранее проведенных контрольных мероприятий.
Так, проверка выполнения рекомендаций КСП Москвы по результатам обследования эффективности использования бюджетных средств, выделенных на компьютеризацию общеобразовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы в рамках подготовки к новому 2008/2009 учебному году, показала, что к началу 2008/2009 учебного года поставка вычислительной техники, оборудования, программного обеспечения и производство работ в образовательных учреждениях в полном объеме не завершены. Несвоевременное выполнение работ по компьютеризации общеобразовательных учреждений Департамента образования города Москвы вызвано системными (на протяжении двух лет) нарушениями и недостатками, проблемами в планировании, организации и исполнении государственного заказа на поставку вычислительной техники, оборудования и программного обеспечения.
В сфере налогового законодательства проведена экспертиза четырех законопроектов в целях определения их влияния на социально-экономическое развитие города Москвы и поступление налогов в бюджет города.
В рамках контроля за поступлением средств и расходами, связанными с распоряжением и управлением объектами городской собственности, государственным долгом и источниками финансирования дефицита бюджета, следует отметить, что одной из наиболее значимых проблем по-прежнему остается низкая дисциплина исполнения как действующего законодательства, так и распорядительных документов, принимаемых Правительством Москвы, что выражается, в частности, в нарушении:
порядка регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости, находящиеся в собственности города Москвы, и передачи указанного имущества в пользование;
бюджетного учета и отчетности объектов городской собственности, переданных в пользование организациям и учреждениям, и расчетов с контрагентами;