(с изменениями на 22 ноября 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2009 года N 1179-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 63, 10.11.2009);
постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2010 года N 730-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 49, 07.09.2010);
постановлением Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.11.2014);
постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2016 года N 675-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 14.10.2016);
постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 772-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 29.11.2016).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
На основании постановления Правительства Москвы от 16 марта 2010 года N 219-ПП пункты 1-8, 10, 14, 15, 17, 18, 19.2, 20-34 настоящего постановления сняты с контроля.
____________________________________________________________________
2009 год объявлен Мэром Москвы Годом равных возможностей.
В целях интенсификации экономических и социальных процессов для решения проблем инвалидов и членов их семей Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Стратегию повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года (далее - Стратегия), определяющую на основе Конвенции о правах инвалидов N 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций общие принципы деятельности, цели и задачи органов государственной власти города Москвы по решению проблем инвалидов и членов их семей (приложение 1) (пункт снят с контроля на основании постановления Правительства Москвы от 16 марта 2010 года N 219-ПП).
2. Департаментам, комитетам, управлениям, к компетенции которых относится реализация целей и положений Стратегии, префектурам административных округов и управам районов города Москвы в целях консолидации усилий всего городского сообщества и реализации определенных Стратегией подходов и принципов обеспечить ее выполнение (пункт снят с контроля на основании постановления Правительства Москвы от 16 марта 2010 года N 219-ПП).
3. Просить Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти принять меры государственной поддержки, направленные на совершенствование механизмов предоставления инвалидам технических средств реабилитации, получение ими общего и профессионального образования, рациональное трудоустройство, в том числе через систему квотирования рабочих мест.
(Пункт снят с контроля на основании постановления Правительства Москвы от 16 марта 2010 года N 219-ПП; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2014 года постановлением Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию)
4. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
5. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
6. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
7. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
8. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
9. Департаменту образования города Москвы:
9.1. Активизировать работу по созданию на дому ученических автоматизированных рабочих мест детям-инвалидам, обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий, студентам выпускникам Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Центр образования "Технологии обучения" и инвалидам в возрасте до 35 лет (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 772-ПП. - См. предыдущую редакцию)
9.2. Разрешить передавать с 1 января 2009 года указанным в пункте 9.1 категориям инвалидов в безвозмездное пользование компьютерную технику после трехлетнего срока ее эксплуатации.
10. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
11. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
12. Утвердить сферы ведения органов исполнительной власти города Москвы в вопросах формирования комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных категорий граждан в городе Москве (приложение 3).
13. Пункт утратил силу с 25 октября 2016 года - постановление Правительства Москвы от 14 октября 2016 года N 675-ПП. - См. предыдущую редакцию.
14. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
15. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
16. Пункт утратил силу с 25 октября 2016 года - постановление Правительства Москвы от 14 октября 2016 года N 675-ПП. - См. предыдущую редакцию.
17. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
18. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
19. Пункт утратил силу с 25 октября 2016 года - постановление Правительства Москвы от 14 октября 2016 года N 675-ПП. - См. предыдущую редакцию.
20. Пункт утратил силу с 25 октября 2016 года - постановление Правительства Москвы от 14 октября 2016 года N 675-ПП. - См. предыдущую редакцию.
21. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
22. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
23. Пункт утратил силу с 7 сентября 2010 года - постановление Правительства Москвы от 24 августа 2010 года N 730-ПП. - См. предыдущую редакцию.
24. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
25. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
26. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
27. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
28. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
29. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
30. Предложить руководителям предприятий и организаций всех форм собственности принять активное участие в поддержке инвалидов, работающих на предприятиях и в организациях, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, по оказанию финансовой помощи общественным организациям инвалидов либо общественным организациям, занимающимся проблемами инвалидов, принимать меры по развитию ведомственной сети реабилитационно-оздоровительных объектов для этой категории граждан (пункт снят с контроля на основании постановления Правительства Москвы от 16 марта 2010 года N 219-ПП).
31. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
32. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
33. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
34. Пункт утратил силу с 8 декабря 2014 года - постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию.
35. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы в соответствии с распределением обязанностей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2014 года постановлением Правительства Москвы от 25 ноября 2014 года N 692-ПП. - См. предыдущую редакцию)
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
СТРАТЕГИЯ
повышения качества жизни инвалидов в
городе Москве на период до 2020 года
(с изменениями на 22 ноября 2016 года)
В Москве более 1,2 млн. человек - инвалиды. Это почти каждый десятый житель города.
Правительством Москвы, Московской городской Думой, префектурами округов и управами районов, общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по интеграции инвалидов в жизнь нашего города. Эта деятельность носит системный характер.
Начиная с 1998 года, реализуются комплексные городские программы, которые фокусируются на повышении качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной системы услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
В 2001 году был принят Закон города Москвы N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы". С этого времени в качестве приоритетной ставится задача создания комфортных условий жизнедеятельности для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Начиная с 2001 года в городских программах, эти мероприятия выделяются в специальный раздел, в котором определяются целевые количественные показатели по каждому виду объектов. Если за 2001-2003 годы было оборудовано для инвалидов 1387 объектов города, то только за последние два года уже сделано в десять раз больше (13708). По обустройству наземных и подземных пешеходных переходов этот показатель увеличился с 80 до 5435 единиц.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 декабря 2016 года постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 772-ПП. - См. предыдущую редакцию)
К настоящему времени сформирована методическая и нормативная база, необходимая для формирования комфортной среды жизнедеятельности:
- определены категории инвалидов, для которых требуется создание особых условий пользования объектами городской инфраструктуры (лица на креслах-колясках, с опорами для передвижения, с проблемами зрения и слуха);
- дифференцированы по отдельным элементам объектов градостроительной инфраструктуры (общественные и жилые здания, дворовые и рекреационные территории, улично-пешеходная сеть, остановки и средства общественного пассажирского транспорта и т.д.) виды и составы работ, обеспечивающие безбарьерность объектов для разных категорий инвалидов;
- создана унифицированная система комплексной оценки фактической доступности для разных категорий инвалидов и других маломобильных граждан (родителей с малолетними детьми, граждан с временными ограничениями в передвижении и др.) городских зданий и сооружений.
По данным инвентаризации, проводимой с 2006 года управами районов и префектурами административных округов, удельный вес доступных сооружений административных зданий, к сожалению, пока невелик и не превышает 25-30% по разным административным округам. На основе получаемых сведений, набирается общегородская специализированная база данных, определяются совместно с инвалидами приоритетные для адаптации учреждения, а также состав работ.
По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и префектур административных округов города Москвы к концу 2008 года из 12,5 тыс. наземных пешеходных переходов понижением бордюрного камня обустроено порядка 4 тыс. наземных пешеходных переходов, что составляет 32% от общего объема работ. Практического опыта в комплексном подходе решения этих задач ни в Москве, ни в России до 2008 года не было. В связи с чем в 2008 году по поручению Мэра Москвы с комплексами городского хозяйства и социальной сферы с участием московских организаций инвалидов разработаны типовые проектные решения по адаптации наземных пешеходных переходов для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения путем установки модульных железобетонных конструкций. По данной технологии в 2008 году в рамках широкомасштабных экспериментальных работ всего обустроено 1156 сходов с тротуара на проезжую часть (560 пешеходных переходов). С 2009 года сходы с тротуара на проезжую часть в местах наземных пешеходных переходов будут обустраиваться только с применением модульных конструкций.
Кардинально изменилась ситуация с доступностью городского пассажирского наземного транспорта. Если в 2001-2005 годах ГУП "Мосгортранс" производились лишь отдельные "целевые закупки" предназначенных для беспрепятственного пользования инвалидами транспортных средств (в 2002 году - 5 ед., в 2005 - 76 ед.), то с 2006 года приобретается весь новый подвижной состав (автобусы и троллейбусы), рассчитанный на обслуживание всех категорий пользователей, в том числе и инвалидов. В настоящее время в городе на 399 маршрутах (54% автобусных и 87% троллейбусных маршрутов) работает 1157 низкопольных автобусов и 281 низкопольный троллейбус.
В 2007 году по заказу Департамента транспорта города Москвы были разработаны опытные образцы трамвая, полностью доступного для лиц с любыми ограничениями, и остановочный павильон ожидания. В 2008 году они приняты к изготовлению. Можно констатировать, что уже сейчас на примере адаптации городского наземного транспорта реализуется определенный Конвенцией о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция) принцип "дизайн для всех", основанный на модели изначальной безбарьерной доступности всего, что есть в городе, для всех пользователей (независимо от возраста, социального статуса, физических и интеллектуальных возможностей).
Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время городская среда является не приспособленной для инвалидов. Инфраструктура города сложилась, в основном, до 1995 года - законодательного введения требования о безбарьерной среде жизнедеятельности для инвалидов. Сейчас москвичи с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами зрения и слуха испытывают серьезные трудности при передвижении по городу, особенно при переезде в разные его районы. По объективным оценкам, быстро проблема адаптации "старой" городской инфраструктуры не решится ввиду большого объема работ и сложности инфраструктуры города.
Постепенно расширяются возможности для получения инвалидами услуг по реабилитации.
В связи с реформой федерального законодательства и кардинальным пересмотром компетенции органов государственной власти в отношении инвалидов (передачи в федеральное подчинение городской службы медико-социальной экспертизы; усложнения порядка обеспечения инвалидов протезами и другими техническими средствами реабилитации и передачи этих функций органам Фонда социального страхования Российской Федерации; ликвидации института внесения работодателями обязательной платы на создание рабочих мест для инвалидов в случае невыполнения квоты), был принят Закон города Москвы от 26 октября 2005 года N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", которым регламентировано оказание дополнительных услуг по реабилитации инвалидам за счет средств городского бюджета.