Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

Раздел I. Основные направления законодательной
деятельности Московской городской Думы


Смысл, содержание и применение законов города Москвы определяются положениями Конституции Российской Федерации, устанавливающими базовые ценности в сфере прав и свобод человека и гражданина, а также положениями о демократическом федеративном правовом и социальном государстве.

При этом вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законодательство города Москвы регулирует только в той части, в которой они не урегулированы или разрешены к регулированию федеральными законами. Поэтому не только качественная, но и количественная характеристика законодательства города Москвы в значительной степени зависит от состояния федерального законодательства, а московские законы отражают в той или иной степени содержание федеральных законодательных актов, включая и недостатки некоторых из них.

Вместе с тем направления законодательной деятельности Думы предопределяют актуальные потребности города в устойчивом долгосрочном развитии, необходимость обеспечения должного уровня социальной защиты, безопасности жителей города Москвы и их комфортного проживания.

В масштабах страны законодательная деятельность соотносится с содержанием ежегодных посланий и бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В них раскрываются и конкретизируются цели внутренней и внешней политики государства, определяются важнейшие стороны жизни и Российской Федерации в целом, и субъектов Российской Федерации, а также ключевые элементы стратегии правового развития страны. Тем самым послания задают вектор законодательной деятельности не только Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, но и законодательных собраний субъектов Российской Федерации.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (далее - Послание Президента Российской Федерации) на 2004 год отмечено, что "с начала 90-х годов Россия в своем развитии прошла … несколько этапов. Первый этап был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими, социальными конфликтами и был тяжело пережит нашим обществом.

Второй этап был временем расчистки завалов, образовавшихся от разрушения "старого здания". При этом … удалось остановить наиболее опасные тенденции в экономике и политической сфере. Не все решения, которые приходилось в те годы принимать, имели долгосрочный характер. А действия федеральных властей являлись скорее ответами на серьезные для нас угрозы.

Фактически мы только недавно подошли к третьему этапу в развитии современного российского государства, к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно долгосрочные цели".

Отмеченные особенности развития современной России в полной мере отразились в трех этапах формирования законодательства города Москвы.

Первый этап (1994-1998 годы) - первоначальное формирование и постепенное наполнение правового поля Москвы, второй (1999-2005 годы) - его совершенствование, связанное в том числе с изменениями в федеральном законодательстве и процессом разграничения полномочий федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Третий этап (с 2006 года по настоящее время) - современное состояние московского законодательства, характеризующееся дальнейшим развитием созданной устойчивой законодательной системы, призванной эффективно регулировать важнейшие сферы жизни города.

На каждом из этих этапов Дума последовательно создавала и совершенствовала законодательство города с учетом актуальности задач, имеющихся ресурсов и избранных руководством Москвы политических, экономических, социальных и правовых мер по их решению.

Постсоветское время в России характеризуется процессом укрепления государственности и повышения действенности государственной власти. В этот период создаются основы эффективной системы взаимодействия органов исполнительной, законодательной и судебной власти, реализуются конституционные принципы федерализма. В соответствии с этим Дума своими первыми законодательными актами закрепила статус депутата Московской городской Думы, упорядочила законотворческую деятельность всех субъектов законодательной инициативы, утвердила порядок опубликования и вступления в силу законов города Москвы и приняла Регламент Московской городской Думы.

На этом этапе в качестве первоочередных задач Дума определила разработку и принятие правовых актов, устанавливающих административно-территориальное деление города, систему и принципы деятельности органов муниципальных районов, а также принципы формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления.

В выполнении поставленных задач ведущая роль отводилась финансовой системе - одной из важнейших систем жизнеобеспечения города. Поэтому еще в начале 1994 года Дума приняла к сведению разработанный Правительством Москвы прогноз социально-экономического развития и утвердила Временное положение о бюджетном процессе в г.Москве в 1994 году, которое устанавливало ежеквартальное утверждение бюджетных показателей. Затем были приняты законы, направленные на формирование доходной части городского бюджета, такие как о ставках и льготах по налогу на прибыль, ставках и льготах по налогу на имущество предприятий и другие. Финансовая политика городских властей в это время была направлена на развитие города и социальную поддержку москвичей. Одним из факторов, стабилизирующих бюджетную деятельность города, было принятие закона о бюджетном процессе в Москве.

Дума, выражая волю и интересы москвичей, 28 июня 1995 года приняла Устав города Москвы - Основной закон города Москвы, определивший правовую и социально-экономическую основу жизнедеятельности города. В соответствии с уставными положениями Дума приступила к созданию законодательной основы системы формирования органов государственной власти города Москвы. Были приняты законы о Московской городской избирательной комиссии, о выборах депутатов Московской городской Думы, о выборах Мэра и Вице-мэра Москвы, о Контрольно-счетной палате Москвы, утверждено территориальное деление города Москвы на районы и административные округа. В это же время происходит процесс формирования законодательства о городской символике, в том числе о гербе, флаге и гимне города Москвы, принимается закон о Почетном гражданине города Москвы.

В середине 90-х годов перед страной встают задачи экономической и политической стабилизации, определенные в посланиях Президента Российской Федерации на 1996 год и 1997 год. В числе приоритетных оказались вопросы защиты прав акционеров, четкого разграничения прав и ответственности собственников и управляющих, совершенствования механизмов корпоративного управления; укрепления контрактного права, создания эффективного механизма управления предприятиями, полностью или частично находящимися в государственной собственности, обеспечения права собственности и рыночного оборота земельных участков.

Реализуя положения данных посланий Президента Российской Федерации, Дума в 1997 году закладывает правовые основы землепользования в городе Москве, определившие общие принципы уплаты и взимания земельных платежей, виды льгот и порядок их предоставления. Закрепляются полномочия в этих вопросах органов государственной власти города, что позволило сделать новый шаг к развитию арендных земельных отношений, реализации в Москве принципа платности землепользования, расширению площадей оплачиваемых земель, общему увеличению поступлений от земельных платежей.

В этот период Дума принимает ряд законов, направленных на формирование органов государственной власти города Москвы: о Мэре и Вице-мэре Москвы, о Правительстве Москвы, о районной Управе в городе Москве. Законодательством города Москвы создаются правовые основы для проведения местного референдума и консультативного опроса граждан в районе города Москвы.

В развитие федерального закона об основах государственной службы Российской Федерации в 1997 году принят закон о государственной службе города Москвы, позволивший добиться повышения роли и значения государственной службы в деле реализации функций государственных органов, а также преодолеть проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных кадров в аппаратах городских органов государственной власти.

Нормативно-правовое регулирование и контроль, имеющие целями создание благоприятной правовой и институциональной среды обитания бизнеса, развитие конкуренции, упорядочение экономического оборота, должны были стать основными формами государственного воздействия на рыночную экономику. Об этом говорилось в Послании Президента Российской Федерации от 17 февраля 1998 года.

В городе Москве в этот период законодательно утверждаются основы для осуществления торговой деятельности, связанной с реализацией товаров потребительского назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания, оценочной деятельности; определяются правила функционирования сетей кабельного телевидения, система организации похоронного дела и мест погребения.

В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением в Москве порядка применения государством цен и тарифов в 1997 году Думой был принят закон о государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии.

В 1997-1998 годах принимаются законы социального характера, направленные на организацию работы по опеке и попечительству, квотированию рабочих мест. Формируются принципы градостроительного законодательства города Москвы (законы о составе, порядке разработки и принятия Генерального плана развития города Москвы и о регулировании градостроительной деятельности на территории природного комплекса города Москвы), направленные на защиту прав граждан при реализации градостроительных решений. Принимаются первые законы в области жилищного законодательства.

Финансовый кризис 1998 года поставил перед законодательным собранием столицы задачу разработки стратегии по преодолению его последствий и дальнейшего устойчивого социально-экономического развития города.

Становление рынка жилья, изменения федерального жилищного законодательства потребовали тщательной законодательной регламентации отношений в жилищной сфере города Москвы. Законодательное закрепление получили основы жилищной политики в городе Москве, гарантии города лицам, освобождающим жилые помещения, организационное и финансовое обеспечение внедрения системы ипотечного жилищного кредитования, особенности приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения, а также порядок переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы.

Благоприятная экономическая ситуация, сложившаяся к 2000 году, значительные темпы роста российской экономики, подъем инвестиционной активности положительно сказались и на экономике Москвы. Для закрепления этих тенденций в конце 1999 - начале 2000 года принимаются законы города Москвы о территориальных единицах с особым статусом, в том числе "Московском международном деловом центре "Москва-Сити".

В посланиях Президента Российской Федерации 2000-2002 годов одними из главных проблем были определены необходимость налоговой и судебной реформы, модернизация пенсионного и трудового законодательства, освобождение предпринимателей от административного гнета. Особое внимание уделялось укреплению вертикали государственной власти.

В соответствии с законодательством Дума начиная с 2000 года производит назначения на должности мировых судей, а также назначает (выбирает) представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы.

В развитие судебной системы в период 2000-2003 годов Думой принят ряд законов, регулирующих порядок организационно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей в городе Москве, а также создание судебных участков. Так, до 2008 года в городе действовало 384 судебных участка. В январе 2008 года в связи с изменением федерального законодательства, в целях снижения нагрузки на мировых судей и для упрощения доступа граждан к возможности защиты своих прав Дума увеличила количество судебных участков до 429.