Задачами законодательства города Москвы об административной ответственности являются охрана правопорядка, собственности, прав и законных интересов граждан, хозяйствующих субъектов, предупреждение правонарушений, а также воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения установленных в городе правил поведения.
В современных условиях осуществления правовой реформы возрастает роль административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных конституционным, налоговым, бюджетным, земельным, экологическим и другим законодательством.
Однако до недавнего времени административная ответственность, будучи важнейшим инструментом реагирования на административные правонарушения, не выполняла в полной мере присущие ей задачи. Это было обусловлено многими причинами. Одной из них являлось несовершенство законодательства в этой сфере, его разбросанность по отдельным законам, что приводило к искажению и дублированию норм и в конечном итоге к снижению эффективности его применения.
В последнее время все более актуальной становилась проблема кодификации нормативных правовых актов, регулирующих административные правоотношения в столице. Разработанный и принятый Думой Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" является единым законодательным актом, обладающим высокой степенью юридической силы и содержащим нормы комплексного регулирования административных отношений в городе Москве. В Законе определены виды административных наказаний, установлена классификация административных правонарушений: посягающие на права граждан и здоровье населения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; в области охраны окружающей среды и природопользования; в области обращения с животными; в области землепользования; в области градостроительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры; в области благоустройства города; в области использования жилых помещений и объектов нежилого фонда; на транспорте; в области бюджетных правоотношений; предпринимательской деятельности; в области охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения, их территорий и зон охраны. Установлены виды административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и местного самоуправления, а также против порядка управления. Отдельная глава посвящена составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
До принятия Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в городе действовал достаточно объемный и разрозненный пакет законов, содержащих нормы об административной ответственности. После вступления в силу с 1 января 2008 года Кодекса города Москвы об административных правонарушениях некоторые законы были признаны утратившими силу. Однако в столице еще действуют отдельные законы об административной ответственности, содержащие нормы, отсылающие к Кодексу города Москвы об административных правонарушениях.
В начале 90-х годов в условиях перехода общества к рыночным отношениям законодательство об административной ответственности не могло быть неадаптированным к происходящим в столице изменениям. Думой был принят ряд законов, направленных на устранение пробелов, наличие которых мешало борьбе с административными правонарушениями.
Важными проблемами для города были и остаются эксплуатация жилищного фонда города Москвы в соответствии с установленными нормами и правилами и сохранение его в надлежащем состоянии. Государственный контроль за технической эксплуатацией жилых домов (помещений) и выполнением законодательных и нормативных актов в этой области в столице осуществляет Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). В целях повышения эффективности ее деятельности, а также усиления ответственности граждан и юридических лиц за несоблюдение соответствующих нормативных требований был принят Закон города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 "О контроле за соблюдением нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда".
В целях приведения Закона в соответствие с московским законодательством в него были внесены соответствующие изменения.
В Москве проживает около 1 млн. инвалидов - людей с ограниченными физическими возможностями, причем 190 тыс. из них - с нарушениями опорно-двигательной системы. В то же время столица плохо приспособлена для адаптации инвалидов и улучшения их жизнедеятельности в городской среде. Из-за отсутствия специальных пандусов инвалиды-колясочники не могут пользоваться общественным транспортом, без посторонней помощи выйти из собственной квартиры. В 2001 году из 27 тыс. московских домов для инвалидов были адаптированы только 99, из 400 крупных торговых объектов - 50, из 159 гостиниц - 2, из 138 учреждений бытового обслуживания - лишь 1, спортивных учреждений для инвалидов не было. В целях решения проблемы адаптации инвалидов к городской среде, обеспечения их беспрепятственного передвижения, доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования ими принят Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы", направленный на устранение дискриминационных архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан и мешающих их интеграции в общество.
Нарушение тишины в ночное время является одним из самых неблагоприятных экологических факторов для проживания в мегаполисах. Определенным этапом в решении этой проблемы стал Закон города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве", установивший административную ответственность за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и в помещениях в городе Москве, а также действия, нарушающие покой граждан и тишину в ночное время.
Дела об административных правонарушениях, отнесенных московским законодательством к полномочиям коллегиальных органов, рассматриваются в столице Административной комиссией при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях и административными комиссиями территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также иными коллегиальными органами.
Административные комиссии - постоянно действующие коллегиальные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами города Москвы и отнесенных к их полномочиям, самостоятельны в принятии своих решений. Административная комиссия при Правительстве Москвы координирует, направляет и контролирует деятельность административных комиссий территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также осуществляет методологическое обеспечение их деятельности.
Правовые основы образования и деятельности административных комиссий, иных коллегиальных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами столицы и отнесенных к их полномочиям, определил Закон города Москвы от 18 декабря 2002 года N 66 "О коллегиальных органах по рассмотрению дел об административных правонарушениях в городе Москве". Закон установил порядок образования, финансирования и материально-технического обеспечения их деятельности, состав и полномочия, а также процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях коллегиальными органами, порядок исполнения и обжалования их решений. В связи с изменением федерального законодательства в документ были внесены соответствующие изменения.
Проблема миграции стала одной из серьезных проблем России. После окончания трудовых договоров многие иммигранты стремятся остаться в столице, переходя в разряд нелегалов, и нередко оказываются за чертой закона, вовлекаясь в теневую экономику или криминальные структуры. Государственными органами города Москвы был усилен ряд практических мер по ужесточению борьбы с нелегальной миграцией и незаконной занятостью иностранных граждан (в частности выдворение и депортация). До вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого были исключены положения о занятии бродяжничеством и попрошайничеством, и Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иммигранты-нелегалы содержались в приемниках-распределителях, ранее предназначенных для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество. Это обстоятельство явилось основанием для разработки и принятия Закона города Москвы от 8 декабря 2004 года N 84 "О специальных учреждениях города Москвы для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации", которым был установлен порядок создания, деятельности и финансирования специальных учреждений города для содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению. При этом был сохранен порядок финансирования деятельности реорганизованных специальных учреждений за счет средств городского бюджета, поскольку не изменился их общий статус по принадлежности к милиции общественной безопасности.
В соответствии с федеральным законодательством содержание в специальных учреждениях несовершеннолетних детей вместе с родителями, которым судом назначено административное наказание, не допускается. В связи с этим Думой в данный Закон были внесены изменения, закрепляющие возможность содержания в специальных учреждениях иностранных граждан или лиц без гражданства вместе с их несовершеннолетними детьми до их выдворения по решению суда за пределы Российской Федерации.
Изменение ряда федеральных законов и вступление в силу Федерального закона N 122-ФЗ обусловили принятие Закона города Москвы от 13 апреля 2005 года N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав". Законодательным актом регламентирован порядок образования на разных уровнях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, определены срок их деятельности и полномочия. В Законе впервые предусмотрена возможность проведения примирительных процедур между правонарушителем и его жертвой, что позволило не только создать условия для осознания подростком тяжести совершенного им проступка в отношении конкретных лиц, но и обеспечить условия для проведения с ним эффективной профилактической работы. Данный документ стал первым шагом к внедрению ювенальных технологий в правоприменительную деятельность.
Процессуальные нормы рассмотрения дел об административных правонарушениях приведены в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.