Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

6.8. Потребительский рынок и услуги


Потребительский рынок города Москвы стабильно функционирует как крупная составная часть единого комплекса городского хозяйства. Активная политика социальных преобразований в столице способствовала дальнейшему развитию современных предприятий потребительского рынка и услуг, отвечающих международным стандартам. В настоящее время показатели обеспеченности москвичей предприятиями потребительского рынка приближаются к среднеевропейским (в городе Москве в розничной торговле на 1000 жителей приходится 603 кв. метра торговых площадей, в целом по Европе - 650 кв. метров).

Политика органов государственной власти города Москвы в этой сфере начиная с 1998 года осуществляется на основе принимаемых среднесрочных городских программ. Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг на 2007-2009 гг. содержит приоритетные направления развития на этот период, например, такие как обеспечение качества и безопасности реализуемых товаров и услуг потребительского назначения, пресечение оборота контрафактной продукции, защита прав потребителей от некачественных товаров.

Необходимость законодательного регулирования обеспечения населения продовольствием в столице обусловлена рядом обстоятельств, в том числе фактическим отсутствием собственной ресурсно-сырьевой базы для производства сельскохозяйственной продукции в черте города и полной зависимостью города от поставок продовольствия из регионов Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья.

На защиту прав потребителей направлен принятый Думой Закон города Москвы от 24 мая 2000 года N 13 "О качестве и безопасности пищевых продуктов". К моменту его разработки и принятия на потребительском рынке страны наблюдалось снижение качества продуктов питания, уменьшение их пищевой ценности, увеличение продуктов с большим количеством пищевых добавок, всевозможных заменителей традиционного натурального сырья и искусственных веществ.

Закон восполнил пробел в столичном законодательстве и обеспечил регулирование отношений между производителями, продавцами, покупателями на этапах производства, переработки, хранения, перевозки, оптовой торговли. Однако с 1 января 2005 года вступили в силу изменения к Федеральному закону от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которым исключаются полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Закон города Москвы от 12 июля 2006 года N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы" установил принципы и направления обеспечения продовольственной безопасности, создал основу формирования продовольственной политики города, направленной на обеспечение безопасности продовольствия, а также необходимую правовую базу для решения комплекса задач в этой сфере.

В дальнейшем действующая редакция Закона была дополнена нормой, не допускающей использование бюджетных средств на финансирование приобретения пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные источники.

Защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляет нотариат. Организация и деятельность нотариата на территории города Москвы регулируется Законом города Москвы от 19 апреля 2006 года N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве". Принятый нормативный правовой акт установил права и обязанности нотариусов города Москвы, определил их численность в нотариальном округе, порядок наделения их полномочиями и освобождения от полномочий, режим работы нотариальных контор, органы управления и полномочия Московской городской нотариальной палаты.

В связи с протестом первого заместителя Прокурора города Москвы на данный Закон и решением суда в действующую редакцию Закона в 2008 году было внесено изменение, направленное на совершенствование правового регулирования в области нотариата.