Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

1.1. Устав города Москвы


Базовым элементом столичного правового поля является Устав города Москвы - акт конституционного законодательства, консолидирующая основа эффективного взаимодействия ветвей государственной власти и органов местного самоуправления столицы. Устав города Москвы был принят 28 июня 1995 года. Однако во второй половине 90-х годов федеральное законодательство, регулирующее вопросы организации и деятельности органов власти в субъектах Российской Федерации, претерпело кардинальные изменения. На смену разрозненному, фрагментарному правовому регулированию пришла строгая система федеральных законов, подробно регламентирующих статус и функционирование органов власти каждого субъекта Российской Федерации, в том числе и города Москвы. Учитывая это, 13 июля 2001 года Дума приняла Закон города Москвы, внесший изменения и изложивший Устав города Москвы в новой редакции, сохранив традиции эффективного правового регулирования всей многогранной жизни города на благо москвичей и всех россиян в целом.

Первые главы Основного закона города определяют общие положения, предметы ведения и территориальное деление Москвы. Затем следуют главы, устанавливающие финансово-экономическую основу жизни столицы, - отношения собственности и земельно-имущественные отношения, бюджетно-финансовую систему. Третий блок составляют главы, посвященные законодательной, исполнительной и судебной власти города Москвы, правоохранительным органам, вопросам организации местного самоуправления, а также формам непосредственного участия населения города в осуществлении власти. Наконец, отдельный блок составляют главы, посвященные статусу города Москвы как столицы Российской Федерации и обусловленным этим статусом вопросам осуществления Москвой международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Позднее некоторые положения Устава города Москвы приводились в соответствие с изменяющимся федеральным законодательством.

Так, необходимость совершенствования системы правовых актов города Москвы, а также уточнения терминологии базового закона столицы обусловила принятие Закона города Москвы от 22 октября 2008 года N 48 "О внесении поправок в Устав города Москвы".

В соответствии с принятым документом введен институт Уполномоченного по правам человека в городе Москве, обладающего правом законодательной инициативы по вопросам его ведения. Деятельность Уполномоченного по правам человека в городе Москве регламентируется законом, а назначение его на должность и освобождение от должности находятся в сфере компетенции Думы.

До пяти лет увеличен срок полномочий Мэра Москвы и Думы, при этом увеличение срока полномочий не распространяется на действующего Мэра Москвы и депутатов Думы, избранных на период 2005-2009 годов.

В связи с частыми изменениями федерального законодательства, регулирующего деятельность должностных лиц субъектов Российской Федерации, нормы об ограничениях и запретах в отношении Мэра Москвы и депутатов Думы изложены в виде общих требований со ссылкой на действующее законодательство.

В Устав города Москвы также внесены поправки, касающиеся бюджетной системы, бюджетного процесса, бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы.