Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

2.3. Судебная власть


Эффективность действующего законодательства зависит от качества правоприменительной системы, частью которой является судебная система. Федеральным законодательством предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации института мировых судей, которые являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. В пределах своей компетенции они рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Мировые судьи - носители судебной власти - обладают единым с федеральными судьями правовым статусом, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Российской Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия мировые судьи никому не подотчетны. Полномочия и порядок их деятельности устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве" урегулировал отношения в сфере организационно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей города.

Действующий правовой акт неоднократно приводился в соответствие с изменявшимся федеральным законодательством. Была уточнена процедура назначения мировых судей и порядок вручения им служебных удостоверений, а также исключена норма о распространении на мировых судей столицы отдельных социальных гарантий, установленных для государственных служащих города Москвы.

Согласно изменениям, внесенным в Закон в 2008 году, на территории города Москвы создаются 429 должностей мировых судей и 429 судебных участков в границах территориальной подсудности районных судов города Москвы. Уточнены требования, предъявляемые к мировому судье. Так, мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

В настоящее время комиссия по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы готовит предложения по дополнению данного Закона в части установления должностного знака "Мировой судья города Москвы".

Закон города Москвы от 15 октября 2003 года N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы" установил описание границ судебных участков мировых судей города Москвы. Позднее в него также вносились изменения.

Важнейшим элементом судебной системы Российской Федерации являются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды согласно Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" являются частью судебной системы Российской Федерации и при этом определяются как суды субъектов Российской Федерации, каждый из которых самостоятельно решает вопрос об их создании.

В соответствии с положениями Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и Устава города Москвы Думой был принят Закон города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы", определивший порядок формирования и деятельности судебного органа уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства.

Право субъекта Российской Федерации назначать представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" реализуется Законом города Москвы от 15 мая 2002 года N 22 "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей города Москвы". Закон определил требования к представителям общественности в квалификационной коллегии судей города Москвы, порядок их назначения, сроки их полномочий и основания для досрочного прекращения этих полномочий.

В законодательный акт вносились изменения. В частности, был конкретизирован перечень требований, предъявляемых к представителям общественности, назначаемым в квалификационную коллегию судей, установлен 15-дневный срок для публикации нового сообщения о сроках и порядке внесения предложений по кандидатам на дополнительное назначение представителями общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы со дня окончания срока приема документов претендентов. Кроме того, было закреплено положение об информировании представителями общественности депутатов столичного парламента о своей работе не реже одного раза в год.

В настоящее время комиссия по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской городской Думы готовит предложение по дополнению данного Закона в части закрепления возможности участия в работе комиссии представителей общественности.