ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 2008 года N 1202-ПП

О Концепции развития дорожно-ремонтной отрасли
и формирования комплексного подхода к организации
ремонта и содержания улично-дорожной сети
города Москвы

(с изменениями на 7 сентября 2010 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 748-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 46,18.08.2009);

постановлением Правительства Москвы от 7 сентября 2010 года N 775-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 52, 21.09.2010).

____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства Москвы от 3 октября 2006 года N 759-ПП "О формировании заданий по ремонту и разметке дорог на 2007 год и мерах по улучшению состояния дорожных покрытий улиц и магистралей города Москвы", в целях консолидации действий городских органов власти, служб и организаций, направленных на развитие дорожно-ремонтной отрасли, формирование комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично-дорожной сети, совершенствование нормативной правовой базы, внедрение современных методов планирования, организации и контроля работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети, Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития дорожно-ремонтной отрасли и формирования комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично-дорожной сети города Москвы (приложение).

2. Установить, что основной целью развития дорожно-ремонтной отрасли города Москвы является создание комфортных и безопасных условий для участников дорожного движения, обеспечение высоких показателей надежности и безопасности перевозок за счет улучшения качественных характеристик и технического состояния улично-дорожной сети.

3. Государственным заказчикам на содержание, текущий и капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства в обязательном порядке обеспечить:

3.1. Включение в проектно-сметную документацию на капитальный ремонт объектов дорожного хозяйства мероприятий, предусматривающих:

3.1.1. Создание безбарьерной среды для маломобильных групп граждан.

3.1.2. Создание безопасных остановок городского общественного транспорта и пешеходных переходов.

3.1.3. Согласованность планов по капитальному ремонту объектов дорожного хозяйства с планами по перекладке инженерных коммуникаций.

3.2. Переход на новейшие материалы при проведении дорожно-ремонтных работ, в том числе щебеночно-мастичных асфальтобетонов и битумно-резиновых композитов.

3.3. Приемку объектов дорожного хозяйства по окончании капитального ремонта на основании данных инструментального контроля.

3.4. Контроль за качеством производства работ по содержанию, капитальному и текущему ремонту объектов дорожного хозяйства.

3.5. Сбалансированность мероприятий по капитальному и текущему ремонту объектов дорожного хозяйства с целью увеличения доли капитального ремонта в общем объеме работ по ремонту улично-дорожной сети.

4. Руководителю Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы обеспечить при территориальном планировании на территориях районов города Москвы наличие зон для размещения дорожно-эксплуатационных комплексов, дорожно-эксплуатационных участков (средств малой механизации, дорожных рабочих и так далее).

5. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в установленном порядке заказать, а Москомархитектуре до 1 июня 2011 года обеспечить разработку схемы размещения дорожно-эксплуатационных комплексов, дорожно-эксплуатационных участков на территории районов города Москвы, расположенных в непосредственной близости от убираемых территорий (пункт в редакции, введенной в действие с 18 августа 2009 года постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 748-ПП, - см. предыдущую редакцию).

     

6. Департаменту имущества города Москвы, Москомархитектуре совместно с префектурами административных округов города Москвы до 1 июня 2011 года подготовить предложения по зданиям и земельным участкам, которые могут быть использованы под размещение дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ), дорожно-эксплуатационных комплексов (ДЭК) с целью приобретения их в собственность города Москвы и последующего предоставления организациям, выигравшим торги на содержание и эксплуатацию ДЭУ и ДЭК (пункт в редакции, введенной в действие с 18 августа 2009 года постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 748-ПП, - см. предыдущую редакцию).

7. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы при участии ГУ "Мосдорэкспертнадзор":

7.1. Начиная с 2009 года не реже двух раз в год в целях формирования и ведения базы данных непрерывного компьютерного мониторинга производить инструментальное обследование улично-дорожной сети города Москвы с использованием дорожных лабораторий.

7.2. До 1 августа 2011 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы проект городской целевой программы содержания и ремонта дорог на 2012-2014 годы (пункт в редакции, введенной в действие с 21 сентября 2010 года постановлением Правительства Москвы от 7 сентября 2010 года N 775-ПП, - см. предыдущую редакцию).

8. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

8.1. Утвердить в установленном порядке план мероприятий по нормативно-техническому обеспечению развития дорожно-ремонтной отрасли города Москвы и план мероприятий по переходу на нормативное содержание и ремонт автомобильных дорог в городе Москве.

8.2. До 1 марта 2009 года подготовить и направить обращение в Правительство Российской Федерации по вопросу внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" в части введения запрета использования ошипованных шин в летний период.

9. Разрешить Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в порядке эксперимента заключить трехлетние контракты на капитальный ремонт отдельных объектов дорожного хозяйства.

10. Признать утратившим силу пункт 5.2.3.5 постановления Правительства Москвы от 12 февраля 2008 года N 112-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2007 год и Программе Правительства Москвы на 2008 год".

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2009 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 23 декабря 2008 года N 1202-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
развития дорожно-ремонтной отрасли и формирования
комплексного подхода к организации ремонта и содержания
улично-дорожной сети города Москвы

Раздел 1. Цели разработки Концепции

Улично-дорожная сеть является одним из важнейших элементов городской инфраструктуры, а уровень комфорта проживания в городе находится в прямой зависимости от качества ее состояния. Поэтому одним из условий повышения уровня комфорта проживания в городе Москве является реализация целевой задачи - создание комфортных и безопасных условий для участников дорожного движения и обеспечение высоких показателей надежности и безопасности перевозок за счет улучшения качественных характеристик и технического состояния улично-дорожной сети.

Настоящая Концепция определяет основные задачи и ключевые направления деятельности по созданию в дорожно-ремонтной отрасли механизма управления системой организации и производства дорожно-ремонтных работ, ориентированного на достижение требуемых транспортно-эксплуатационных показателей городской улично-дорожной сети при максимально эффективном использовании бюджетных средств, выделяемых на ее ремонт и содержание, а также совершенствованию системы организации и производства дорожно-ремонтных работ.

В основу разработки Концепции положены результаты изучения существующего положения дел в дорожно-ремонтной отрасли, а также анализ состояния улично-дорожной сети, системы контроля качества и действующей схемы организации дорожно-ремонтных работ в городе Москве и в целом по Российской Федерации.

Раздел 2. Анализ сложившейся ситуации и направления
дальнейшего развития дорожно-ремонтной отрасли

Эффективность использования средств, выделяемых на дорожное хозяйство, в значительной степени определяется качеством и обоснованностью проведения дорожных работ.

За последние 15 лет в отрасли осуществлен большой объем работ по совершенствованию системы контроля качества, что было обусловлено изменением экономической модели функционирования национальной экономики. Проведены работы по созданию механизма контроля качества, ориентированного на соблюдение требований действующих нормативных документов и проектной документации. Это позволило существенно повысить уровень качества дорожных работ, уменьшить количество отклонений от установленных требований.

С целью обеспечения качества ремонта и содержания объектов улично-дорожной сети города Москвы, совершенствования системы технологического контроля и надзора за качеством асфальтобетонных покрытий дорог, координации проведения указанных работ в начале 2008 года создано государственное учреждение города Москвы "Московская городская служба дорожной экспертизы и надзора" (ГУ "Мосдорэкспертнадзор"), к основным функциям которой относятся:

1. Ведение мониторинга и представление анализа о транспортноэксплуатационном состоянии городской улично-дорожной сети, об эффективности планирования и качестве выполнения работ по ремонту и содержанию объектов городской улично-дорожной сети, а также качестве применяемых в ходе дорожно-ремонтных работ материалов.

2. Ведение сводного учета паспортных характеристик объектов городской улично-дорожной сети.

3. Подготовка предложений для планирования работ по капитальному ремонту и ремонту дорог с учетом обоснованности включения объектов улично-дорожной сети в планы указанных ремонтов на основании данных мониторинга.

4. Проведение и учет результатов контроля качества:

- исходных материалов, используемых асфальтобетонными заводами для производства асфальтобетонных смесей;

- асфальтобетонных смесей, выпускаемых асфальтобетонными заводами, осуществляющими поставки продукции для города Москвы;

- выполненных работ по ремонту и содержанию объектов городской улично-дорожной сети.

5. Осуществление контроля за работой специализированных лабораторий, выполняющих работы по контролю качества материалов и дорожно-ремонтных работ.

6. Участие в работе комиссий по комплексному обследованию улично-дорожной сети, приемочных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию после завершения дорожно-ремонтных работ.

7. Организация и проведение входного контроля качества и норм расхода противогололедных материалов, проверок условий хранения и отпуска противогололедных материалов с регулярным отбором проб и направлением их для исследования на соответствие требованиям природоохранного законодательства, государственных контрактов, ГОСТ и ТУ.

С 2008 года при проведении мониторинга состояния дорог в опытном режиме осуществляется лабораторное обследование улично-дорожной сети с применением специализированных дорожных лабораторий, что в значительной степени повышает достоверность сведений о качестве дорожных работ.

Однако если перейти от качественных показателей отдельных дорожных работ к показателям состояния улично-дорожной сети в целом, то необходимо отметить, что объем нерешенных задач в последние годы возрастает.

Эксплуатационные показатели состояния улично-дорожной сети свидетельствуют о необходимости их существенного улучшения. Эта проблема не только комфортности и безопасности проезда, но и скорости доставки грузов, транспортных издержек, эффективности функционирования экономики в целом.

В то же время дорожно-транспортная обстановка в городе Москве остается сложной, при этом отмечается несоответствие роста автомобильного парка протяженности и техническим параметрам улично-дорожной сети.

На сегодняшний день в городе эксплуатируется более 3 млн. транспортных средств. Ежегодный прирост городского парка достигает 200 тыс. единиц. На 1000 жителей приходится около 300 автомобилей, кроме того, из-за пределов МКАД в город ежедневно пребывает от 480 до 550 тыс. автомобилей. Через 10 лет, учитывая устойчивую тенденцию увеличения, городской парк транспортных средств может возрасти до 5 млн.единиц.

По улично-дорожной сети города в часы "пик" одновременно двигаются более 1 млн. автомобилей со средней скоростью в дневное время 24 км/час. При этом, когда число транспортных средств достигает 1,5 млн., движение значительно затрудняется, несмотря на то, что в настоящее время протяженность улиц и дорог составляет порядка 5000 км, в том числе магистральной - 1302 км, количество транспортных сооружений - 323 единиц (в том числе 69 мостов и 253 путепроводов и транспортных развязок). Плотность магистральной дорожной сети составляет 1,21 км/км кв. территории города, что в 1,8 раза ниже нормативной. Общий дефицит протяженности дорог составляет около 350 км.

В свою очередь площадь дорожного покрытия в городе Москве составляет около 90 млн.кв.метров.

При этом на ремонт и содержание улично-дорожной сети города Москвы в 2005 году было выделено 16,437 млрд.рублей, в 2006 году 18,328 млрд.рублей, а в 2007 году - 21,489 млрд.рублей, что составляет более 40% средств, выделенных федеральным бюджетом на содержание всей сети федеральных дорог.

Таким образом, существующее состояние улично-дорожной сети и потребности национальной экономики требуют перехода на новый уровень понимания качества в дорожной отрасли, характеризуемый выдвижением на первый план не отдельных параметров дорожных работ, а показателей состояния улично-дорожной сети в целом.

В существующем административном механизме управления качеством ремонта и содержания дорог в городе недостает одной весьма важной составляющей - системы оценки и учета фактического состояния улично-дорожной сети, выраженного через конкретные параметры - показатели качества.

В настоящее время, как в целом по городу, так и в отдельности по государственным заказчикам система учета фактического состояния улично-дорожной сети требует серьезного совершенствования.

К основным причинам, затрудняющим совершенствование указанной системы учета, следует отнести:

- во-первых, до настоящего времени не существует нормативнотехнического документа, определяющего параметры, по которым должно оцениваться качество состояния улично-дорожной сети мегаполиса;

- во-вторых, на сегодняшний день не отработана технология проведения работ по измерению этих параметров, т.е. технология проведения диагностики улично-дорожной сети;

- и, в-третьих, до сих пор не создан эффективный инструмент (информационная система) для ведения учета показателей измеренных параметров состояния улично-дорожной сети, позволяющий в электронном виде формировать и вести единую базу данных о техническом состоянии объектов городской улично-дорожной сети.

Решение указанных трех проблем позволит получать наглядную оценку состояния улично-дорожной сети, выраженную в конкретных цифрах.

Возможность сопоставления фактических показателей состояния улично-дорожной сети с нормативно установленными критериями ее оценки, позволит получить заключение о качестве содержания улично-дорожной сети и выводы об эффективности работы субъекта, ответственного за ее содержание.

При этом наличие объективной информации о состоянии улично-дорожной сети обеспечит персональную ответственность конкретных должностных лиц за ненадлежащее содержание улично-дорожной сети, а также позволит сосредоточить ответственность за достижение результатов и эффективно воздействовать на процесс управления качеством улично-дорожной сети в городе.

Раздел 3. Технические особенности содержания
улично-дорожной сети города Москвы

На сегодняшний день требования к эксплуатационному состоянию дорог определяются ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", 1993 год (далее - ГОСТ).

Указанные в ГОСТе требования в большей степени подходят для загородных дорог, но не приемлемы для Москвы и других мегаполисов. Так, например, указанный ГОСТ допускает в весенний период для дорог I категории наличие до 1,5 кв.метров разрушений на 1000 кв.метров дорог, что эквивалентно 20 разрушениям среднего размера (25x25 см), а для дорог III категории - 7,0 кв.м разрушений на 1000 кв.метров дорог, что эквивалентно 112 разрушениям. При средней ширине городских улиц - 15 метров, среднее расстояние между разрушениями в первом случае составит 3,5 метров, а во втором - 60 см. При этом ГОСТом установлен срок устранения разрушений от 5 до 10 суток.

Для сравнения по результатам мониторинга московских дорог в весенний период 2008 года количество не отремонтированных разрушений, приведенное к единице площади, в среднем по городу составляло 8 разрушений на 100 тыс.кв.метров дорог, т.е. более чем в 800 раз меньше, чем этого требует ГОСТ, а устранение разрушений производилось в течение одних суток.

Раздел 4. Основные задачи развития
дорожно-ремонтной отрасли

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»