Действующий

Об Энергетической стратегии города Москвы на период до 2025 года (с изменениями на 9 августа 2011 года)

6.5. Основные механизмы реализации Энергетической стратегии Москвы


Основными механизмами достижения целей Энергетической стратегии Москвы на всех этапах ее реализации являются:

1. Правовая и нормативная база функционирования и развития топливно-энергетического комплекса города и входящих в него секторов, разрабатываемая на федеральном и городском уровнях.

Проведенный анализ показывает, что правовая и нормативная база реформирования электроэнергетики и функционирования рынков электрической и тепловой энергии в переходном периоде и после его окончания создавалась исходя из одобренных Правительством РФ основных направлений реформирования. Суть реформы электроэнергетики, определенная анализируемыми федеральными законами, состоит в изменении системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике, в создании конкурентной среды, а также в разделении процесса производства электрической энергии по видам деятельности (производство, передача (распределение) и сбыт).

В процессе реформирования электроэнергетики не соблюдались принципы поэтапности и последовательности его осуществления, что не позволяло отрабатывать вновь создаваемые модели и своевременно вносить в них необходимые корректировки, не давало возможности оценить правильность и обоснованность принимаемых решений, а также их дальнейшие последствия для экономики страны.

Реформирование рынков электрической энергии усложнено тем, что оно происходит одновременно в сфере взаимоотношений на рынках и в сфере ценообразования: разделение энергокомпаний по видам оказываемых услуг; возникновение новых компаний; изменение механизмов взаимодействия (договорных связей) энергокомпаний с потребителями, которое, в свою очередь, явится дополнительным фактором изменения цен на электроэнергию у потребителей; переход к нерегулируемым ценам, формирование ценовых зон и другие изменения

Нормативно-правовое обеспечение реформирования электроэнергетики преимущественно относится к сфере электроснабжения при явном отставании (и недостаточной взаимоувязке) нормативно-правового обеспечения сферы теплоэнергетики.

Так, на сегодняшний день не принят федеральный закон "О теплоснабжении", предусмотренный планом мероприятий, утвержденным Правительством РФ на 2004-2005 годы и 2005-2006 годы, и другие акты. Вместе с тем решение неурегулированных вопросов нормативно-правового обеспечения теплоэнергетики не терпит отлагательства, поскольку теплоснабжение для России и для субъекта Российской Федерации - города Москвы относится к числу приоритетных вследствие климатических условий.

Следует отметить, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты, способствующие развитию энергетики и устойчивому функционированию рынков энергоснабжения города Москвы.

В дальнейшем в первую очередь должны быть разработаны: проект правового акта "О разграничении полномочий и ответственности в сфере энергоснабжения между федеральными и региональными органами власти", проект закона "О теплоснабжении потребителей города Москвы", а также проект концепции закона "Об энергетической безопасности московского региона", определяющий:

- правовую систему обеспечения надежности поставок топлива и энергии потребителям (на основе использования рыночных и нерыночных методов регулирования);

- регламент разработки топливно-энергетических балансов города и области, обеспечивающий устойчивое топливо- и энергоснабжение потребителей энергоресурсов;

- систему мониторинга состояния энергетической безопасности в городе и области, предполагающую наличие показателей-индикаторов, характеризующих состояние энергетической безопасности региона, а также предельно допустимые отклонения от пороговых значений индикативных показателей энергетической безопасности.

Необходимо также пересмотреть существующие нормы, правила и регламенты, определяющие удельные расходы топлива и энергии на единицу продукции, а также потери энергии на транспорт энергоносителей в части повышения требований к энергоэффективности, разработать дифференцированные тарифы на ТЭР с учетом объемов их потребления и сезонности, создать систему нормирования потребления газа и других видов ТЭР как важный элемент перехода к инновационной энергосберегающей политике. Указанные нормативы должны стать основой для разработки и применения комплекса административных и экономических мер воздействия на потребителей газа в целях стимулирования энергосбережения, включая существенное усиление штрафных санкций за несоблюдение требований, а также действенные стимулы за экономию энергоресурсов.

Необходимо разработать правила учета и контроля за энергопотреблением и провести обязательную сертификацию энергопотребляющих изделий массового использования на соответствие нормативным показателям энергоэффективности.

2. Развитие и совершенствование рыночных форм хозяйствования в энергетике (создание бирж открытой торговли энергоресурсами, инфраструктуры транспорта энергоносителей, форм взаимодействия государства и частного капитала и других составляющих энергетического рынка).

Развитие внутренних и межрегиональных энергетических рынков необходимо для создания реальной и прозрачной конкурентной среды в сфере энергоснабжения и энергообеспечения, сбалансированного развития естественно-монопольных секторов ТЭК.

Первоочередными мероприятиями здесь являются:

- разработка правил деятельности участников энергетических рынков;

- совершенствование мер и механизмов государственного контроля над формированием и функционированием энергетических рынков;

- создание системы мониторинга деятельности субъектов энергетических рынков.

Для эффективного вовлечения энергетики города в систему рыночных отношений необходимо освоение различных форм взаимодействия государства и частного капитала и создание смешанной экономики на основе механизмов государственно-частного партнерства.

Мировая практика показывает, что наиболее гибкой и эффективной формой такого партнерства в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, являются концессионные соглашения, обеспечивающие привлечение инвестиций в эти сферы и повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.

Как известно, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство в нашей стране в течение довольно длительного времени испытывали дефицит инвестиций для реализации необходимых проектов по развитию и реконструкции, а также недостаток эффективных управленческих ресурсов и технологий работы в рыночных условиях.

Долгосрочное сотрудничество государственного и частного секторов, закрепленное договором, позволяет сосредоточить в единое целое необходимые ресурсы, минимизировать риски за счет их равномерного распределения между партнерами и экономически более эффективно выполнить общественные задачи.

На сегодня это фактически единственный механизм для привлечения в социально важные, жизнеобеспечивающие секторы экономики - электроэнергетику, теплоснабжение и жилищно-коммунальное хозяйство, частных инвесторов, к тому же хорошо проверенный в международной практике.

Новое российское законодательство, определяющее правовую основу государственно-частного партнерства, открывает возможности для его более широкого применения:

- в 2005 году принят Федеральный закон N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях",

- принято постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 673 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии";