Действующий

Об Энергетической стратегии города Москвы на период до 2025 года (с изменениями на 9 августа 2011 года)

5.5. Тарифная политика в сфере энергоснабжения города


Опыт развития энергетических рынков многих государств показал, что система цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы активно воздействует на их рациональное использование и оказывает решающее влияние на уровень спроса потребителей.

В связи с этим одной из основных задач ценовой политики является установление объективного соотношения цен на взаимозаменяемые виды топлива: газ-уголь-топочный мазут, которые в свою очередь во многом определяют уровень тарифов на тепло- и электроэнергию.

Цены на газ, тепло- и электроэнергию в настоящее время в значительной степени регулируются государством. Уголь и нефтепродукты продаются по свободным ценам.

Политика ценообразования в сфере энергоснабжения должна учитывать потребительский эффект от использования различных энергоносителей: коэффициент полезного действия энергоиспользующих установок, эксплуатационную и инвестиционную составляющую затрат потребителей, а также стоимость загрязнений окружающей среды при использовании потребителем того или иного энергоносителя. Как показали выполненные расчеты, применительно к топливу это означает, что для обеспечения конкурентоспособности угля с природным газом его цена (в расчете на одну тонну условного топлива) должна быть ниже цены газа примерно в 2-2,5 раза.

"Потребительский эффект" газа по сравнению с мазутом меньше, чем по отношению к углю. Замена газа на мазут при сжигании его на передовых технологических установках будет эффективна, если мазут будет дешевле газа на 15-30%. В данный момент это представляется маловероятным, так как рост цен на нефть опережает даже самые "мрачные" прогнозы.

Низкие цены на газ не создают стимулов к эффективному использованию газа, электроэнергии и тепла, производимых на газовых ТЭС и котельных, тормозят развитие и внедрение газо- и энергосберегающих технологий и оборудования.

Энергетической стратегией России предусматривается, что по мере развития рыночных отношений и интеграции России в мировое сообщество внутренние цены на топливо будут стремиться к соответствию с экспортными ценами на газ, моторное топливо и уголь.

Правительство РФ закрепило этот принцип своим решением от 30.11.2006 за N 42 и определило темпы роста внутренних цен на газ на среднесрочный период: с 1 января 2008 года средние оптовые цены повышаются на 25%, с 1 января и с 1 июля 2009 года - на 13%, а в целом за 2009 год - на 27,7%, с 1 января и с 1 июля 2010 года - на 13%, а в целом за год на - 27,7%. С 1 января 2011 года цены на газ достигнут уровня, обеспечивающего равную доходность поставок газа на внешний и внутренний рынки.

Постановлением Правительства РФ N 333 (май 2007 года) "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" были определены максимальный и минимальный уровни оптовых цен на газ. Диапазон между этими уровнями должен постепенно уменьшаться с 60% в 2007 году до 0 с 2011 года.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 4 декабря 2007 года N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям" с 1 января 2008 года установлена оптовая цена на газ для потребителей Москвы (кроме населения) в размере от 1784 руб./1000 м до 2676 руб./1000 м, а для населения в размере  -1304 руб./1000 м (без НДС).

Поэтапный рост цен на газ будет стимулировать увеличение инвестиций в газо- и энергосберегающие технологии и будет способствовать замещению газа в регионах ОЭС Центра другими энергоносителями (углем, гидроэнергией, атомной энергией и др.).

Для повышения устойчивости работы московской энергосистемы особую роль в перспективном периоде может сыграть использование сжиженного природного газа. Это позволит повысить надежность энергообеспечения потребителей при пиковых нагрузках в осенне-зимний период.

За прошедшие десятилетия, благодаря усовершенствованию технологий затраты на сжижение, транспортировку и регазификацию цены на сжиженный природный газ снизились примерно на 30%. Как показывает анализ зарубежных данных, цена на импортный СПГ в Европе лишь на 15-20 процентов превышает цену импортного трубопроводного газа (в расчете на одну тонну условного топлива) и имеет тенденцию к сближению. С большой долей осторожности можно предположить, что указанные соотношения в оптовых ценах сетевого газа и СПГ можно будет принять и для российских потребителей.

Правительством России было принято также решение о поэтапном увеличении доли электроэнергии, реализуемой по свободным ценам, и ее поставке с 1 января 2011 года на оптовый рынок в полном объеме по свободным (нерегулируемым) ценам.

Прогнозные цены на природный газ и электроэнергию в Москве в 2008-2025 годах, полученные на основе рекомендаций последних правительственных документов, приведены в таблице 5.1. Эти оценки показывают, что к 2011 году оптовые цены природного газа для промышленности Москвы вырастут примерно в 2,6 раза, за период 2011-2020 годов - в 1,5 раза, за период 2020-2025 годов - в 1,2 раза.

Средний одноставочный тариф на электроэнергию в промышленности Москвы вырастет с современного уровня 1,7 руб./кВтч до 3,0 руб./кВтч в 2011 году, до 4,5 руб./кВтч в 2020 году, и до 5,2 руб./кВтч в 2025 году. Таким образом, номинально цена электроэнергии к 2025 году вырастет в 3 раза.