Действующий

Об Энергетической стратегии города Москвы на период до 2025 года (с изменениями на 9 августа 2011 года)

Таблица 5.1

     
ПРОГНОЗНАЯ ДИНАМИКА
 цен на газ и электроэнергию в Москве*

Год

Оптовая цена на газ в промышленности, руб./тыс.м

Оптовая цена на газ для населения, руб./тыс.м

Тариф на электроэнергию в промышленности, руб./кВтч

2008

1784

1304

1,74

2011

4740

3460

3,02

2020

7170

5235

4,49

2025

8542

6238

5,25

     
________________

* В сопоставимых ценах 2008 года.


Правительством РФ принято постановление от 15 мая 2008 года о внедрении в электросетевом комплексе страны до 2011 года новой системы тарифов на услуги естественных монополий на основе RAB (Regulatory asset base - регулируемая база активов).

С 1 июля 2008 года запущено пять пилотных проектов, с 1 января 2009 года намечен переход на новую систему тарифов большинства региональных сетевых компаний.

Введение тарифного регулирования на основе RAB позволяет финансировать инвестиционные программы путем реинвестирования акционерного капитала на условиях возвратности и интенсивного использования заемного капитала и создает для электросетевых компаний возможность реализации инвестпрограмм без бюджетных вливаний. При этом тариф на передачу включает справедливую доходность на инвестированный капитал в соответствии с ведущей мировой практикой.

Инвесторы получают гарантии возвратности инвестированного капитала и компенсации его стоимости на рыночных условиях, снижение рисков и достижение низкой стоимости привлекаемого капитала.

Потребитель оплачивает инвестированный капитал по стоимости, доступной монополии (12%) и не доступной отдельно взятому потребителю (25-30% для среднего, малого бизнеса), при этом инвестиции осуществляются в ближайшие годы, а потребитель платит за них в "рассрочку" в течение 30-40 лет.

Для электросетевых компаний создается экономическая мотивация для снижения издержек и вводится экономическая ответственность за показатели надежности и качества обслуживания потребителей.

В целом создается прецедент эффективной работы частного капитала в инфраструктуре, основанный на лучшем международном опыте.

Основные направления тарифной политики в сфере энергоснабжения на перспективу:

1. Организовать постоянный мониторинг нерегулируемых тарифов и анализ обоснованности их роста на розничном рынке электроэнергии Москвы. Превышение нерегулируемых тарифов на электроэнергию над регулируемыми на ОРЭМ с начала 2007 года составило 1,3-1,6 раза при доле продаж по свободным тарифам около 10%. К началу 2011 года нерегулируемые тарифы будут применяться к полному объему продаж электроэнергии.

2. Для тарифного стимулирования снижения зимнего максимума нагрузки следует рассмотреть возможность введения более глубокой дифференциации тарифов на электроэнергию в сезонном цикле для потребителей кроме населения. В настоящее время соотношение тарифов на электроэнергию в пиковой и базовой части суточного графика нагрузок составляет: по населению - 4-кратное, для прочих групп - 1,5-кратное и не зависит от сезона года.

3. Установить в сфере теплоснабжения двухставочный тариф со ставками за установленную тепловую мощность и тепловую энергию и возможной дифференциацией для отопительного и внеотопительного сезонов.

При применении одноставочных тарифов на тепловую энергию у потребителей и ЭСО отсутствует ответственность за завышение договорных нагрузок, а в летний период ЭСО попадают в сложное финансовое положение из-за снижения тепловой нагрузки. Переход к расчетам за тепловую энергию по двухставочным тарифам позволит снизить договорную нагрузку и подключить к действующим источникам новых потребителей.

4. РЭК Москвы устанавливает тарифы экономического развития на электрическую энергию для отдельных потребителей с целью финансирования программ энергосбережения и энергоэффективности. Целесообразно рассмотреть возможность применения этого порядка в сфере тепло- и газоснабжения - в тарифы для потребителей тепловой энергии и газа включать специальную дополнительную надбавку, средства от которой направлять на конкурсной основе на выполнение программ потребителей по тепло- и газосбережению.

5. Разработать порядок государственного контроля соответствующими органами Правительства Москвы над эффективностью функционирования рынков газа, электрической и тепловой энергии, в том числе за целевым использованием средств на инвестиционные программы, включенных в тарифы.

6. В соответствии с постановлением Правительства о внедрении новой системы тарифов на услуги естественных монополий на основе RAB организовать подготовку к переходу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" на эту систему с 1 января 2009 года.