Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования порядка эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и контроля за ее осуществлением на основе обобщения практики применения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Основной задачей представленного законопроекта является совершенствование порядка регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, обеспечение соответствия государственных и муниципальных заимствований нормам бюджетного законодательства.
Практика применения Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" пошла по пути ежегодного утверждения и регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Подобное положение приводит к тому, что однотипные ценные бумаги одного эмитента выпускаются в соответствии с различными условиями эмиссии и обращения. Это создает неудобства для инвесторов и может создать ситуацию, при которой объем их прав по различным выпускам одних и тех же ценных бумаг может быть разным.
Другой проблемой, возникающей в ходе применения указанного Федерального закона, является расплывчатость оснований для отказа в регистрации условий эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Так, положение о том, что в регистрации может быть отказано в случае нарушения эмитентом требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах (статья 10 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"), вынуждает Министерство финансов Российской Федерации осуществлять всеобъемлющую проверку бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования на соответствующий финансовый год, а нередко и за предшествующие финансовые годы. При этом решение об отказе в регистрации зачастую принимается Министерством финансов Российской Федерации по причинам, не связанным с эмиссией государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг.
В целях устранения указанных недостатков представленный законопроект предполагает:
1) установление по аналогии с условиями эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации неограниченного срока действия для условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Это позволит унифицировать условия эмиссии и обращения однотипных ценных бумаг одного эмитента и будет способствовать дальнейшему развитию рынка субфедеральных долговых обязательств (пункт 5 статьи 1 законопроекта);
2) формализацию и упрощение порядка регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг Министерством финансов Российской Федерации. Основной целью данной регистрации должно стать обеспечение соответствия условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг законодательству Российской Федерации, посвященному правовому регулированию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. При этом вводится закрытый перечень оснований для отказа в регистрации Министерством финансов Российской Федерации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг (пункт 6 статьи 1 законопроекта);
3) формализацию ежегодной регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования об установлении предельного объема выпуска государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, аналогом которой в настоящее время является ежегодная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг. Предусматривается также закрытый перечень бюджетных показателей, подлежащих проверке при осуществлении регистрации решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрации о выпуске государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг в соответствующем финансовом году, а также закрытый перечень оснований для отказа такой регистрации (пункт 7 статьи 1 законопроекта).
Представленный законопроект предусматривает уточнение ряда положений Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг":
1) уточнение положений статьи 12 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" о порядке раскрытия информации, связанное с изменениями, вносимыми представленным законопроектом в порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, направленное в том числе на повышение информированности инвесторов о финансовом состоянии заемщика (пункт 9 статьи 1 законопроекта);
2) устранение внутренних противоречий и совершенствование юридической техники изложения Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (пункты 1-4, 8 и 10 статьи 1 законопроекта).
Редактор проекта:
депутат
А.Н.Крутов