Работа в сфере межрегионального сотрудничества всех органов исполнительной власти города Москвы позволила создать единую систему внешних связей столицы с другими субъектами Российской Федерации. Межрегиональные связи - один из ключевых сегментов системы внешних контактов столицы, формирующий отношения Москвы с окружающим город миром внутри страны. Они рассчитаны на взаимовыгодное использование потенциала регионов России, дальнейшее углубление интеграции столицы и субъектов Российской Федерации, диверсификацию и оптимизацию межрегиональных связей в целях повышения благосостояния населения и укрепления территориальной целостности, экономической устойчивости и безопасности России.
В настоящее время город имеет договорные отношения с 74 субъектами Российской Федерации.
Существующая договорная база позволила реализовать в 2008-2009 годах крупные взаимовыгодные инвестиционные проекты на территории практически всех регионов Российской Федерации в области жилищного строительства, промышленной кооперации, транспорта, агропромышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства (приложение к Концепции "Показатели сотрудничества города Москвы с субъектами Российской Федерации"). Сейчас межрегиональные контакты Москвы выстроены практически со всеми локальными промышленными и хозяйственными центрами России. Партнерами столицы являются также почти все крупные и ряд малых городов России. В постоянном режиме проводится работа по подготовке, ратификации и пролонгации практически всех договорных документов.
По итогам работы над системой межрегионального сотрудничества в рамках установления договорных отношений с субъектами Российской Федерации на 1 декабря 2009 года заключено 80 соглашений, 56 протоколов (планов мероприятий). Установлены договорные отношения с 18 органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы заключили 232 соглашения (программ и протоколов) межрегионального характера, территориальные органы - 90. Этот юридический базис является основой работы с регионами.
Сложившаяся на практике оптимальная модель межрегиональных контактов включает в себя:
1. Базовое соглашение - отражает насущные текущие задачи и перспективу на будущее.
2. Комплекс сопутствующих юридических документов: протоколы совместных действий на среднесрочную перспективу, планы мероприятий и т.п.
3. Проекты по приоритетным направлениям экономического сотрудничества - агропромышленный комплекс, строительство, промышленность и инновации.
4. Создание одной из двух устоявшихся моделей торгово-экономических отношений. Первая - моноотраслевая - торговля идет по одной группе торговой номенклатуры, но в больших объемах. Вторая - диверсифицированная - поставки идут небольшими партиями, но по широкому кругу торговой номенклатуры.
5. Наличие широкого спектра гуманитарных связей.
За весь период осуществления межрегионального сотрудничества ни один договор города Москвы с регионами не был расторгнут, все документы успешно проходят процедуру продления, создаются новые форматы договорных отношений, отвечающие современным социально-экономическим реалиям и задачам.
В 2009 году обновлены договорные документы с 11 регионами России: Республиками Карелия, Тыва, Бурятия, Северная Осетия - Алания, Волгоградской, Воронежской, Курской, Новгородской, Тверской, Тульской и Ярославской областями. Подписано Соглашение между Правительством Москвы и администрацией города Хабаровска о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве.
Координацию действий по реализации договорных документов, контроль за ходом выполнения обязательств сторон, определение приоритетных направлений двустороннего сотрудничества в настоящее время осуществляет Комиссия Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, на заседании которой в 2008-2009 годах рассмотрены вопросы взаимодействия с Республикой Карелия, Вологодской, Тульской, Ульяновской и Курской областями, а также с областями Республики Беларусь.
В настоящее время общий контур структуры межрегионального сотрудничества вполне определился, очевидны и сферы, которые де-факто стали основами связей Москвы с регионами. Данные приоритеты сформированы, исходя из прагматизма экономических задач.
Значимым и показательным итогом экономического сотрудничества города Москвы и субъектов Российской Федерации стал рост товарооборота. В 2007 году он составил 1,45 трлн.рублей, по итогам 2008 года - 1,73 трлн.рублей.
Одним из основных направлений деятельности города Москвы по обеспечению продовольственной безопасности города является сотрудничество с субъектами Российской Федерации на основе межправительственных и отраслевых соглашений.
С администрациями регионов подписаны 5 отраслевых соглашений о сотрудничестве в агропромышленной сфере и 29 протоколов об информационном сотрудничестве.
В рамках межправительственных и отраслевых соглашений о сотрудничестве осуществляются поставки сельскохозяйственного сырья и продовольствия из 70 субъектов Российской Федерации. При этом на долю поставщиков из регионов Центрального федерального округа приходится порядка 75% от объема поставленной продукции, Южного федерального округа - 13%, Северо-Западного федерального округа - 5%, Приволжского федерального округа - 4%, остальных округов - по 1%.
В 90-е годы обеспечение города продовольствием строилось на организации разовых поставок продукции в город Москву. В последние годы в целях обеспечения продовольственной безопасности города используется программно-целевой метод поставок продовольствия в город Москву. При этом проводится политика на установление долгосрочных партнерских отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями субъектов Российской Федерации и организациями оптово-продовольственного комплекса города Москвы, что гарантирует Москве стабильность поставок, а поставщикам продовольствия - соответственно стабильность закупок и возможность дальнейшего развития данных сельскохозяйственных организаций.
В последние годы город Москва взяла курс на поддержку региональных сельхозтоваропроизводителей и агрохолдингов, осуществляющих поставки продовольствия в стационарные розничные торговые структуры города. Региональным сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим гарантированный рынок сбыта продукции в организациях розничной торговли и заключившим Генеральное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы, предоставляются субсидии на поставку в город Москву продовольствия.
В 2009 году к уровню 2007 года увеличились поставки в Москву отечественной рыбы - на 72%, масла животного - на 45%, молока натурального - на 23%, мяса - на 10%. Полностью обеспечиваются потребности города в молоке натуральном и яйцепродуктах за счет отечественных поставок.
Курс, взятый Правительством Москвы на развитие кооперации и интеграции московских организаций с производителями сельхозпродукции субъектов Российской Федерации, способствовал увеличению поставок отечественного продовольствия на рынок города и, прежде всего, за счет продукции московских агрохолдингов.
Правительство Москвы оказывает организационную, методологическую и финансовую поддержку московским агрохолдингам, реализующим свои инвестиционные проекты в регионах России. Принцип частно-государственного партнерства позволяет агрохолдингам создавать мощную производственную базу, применять новейшие современные технологии и оборудование, закупать высокопродуктивный скот и в итоге создавать в субъектах Российской Федерации эффективно работающие предприятия, дополнительные рабочие места и повышать уровень жизни работников села.
В настоящее время на московском рынке работают 25 агрохолдингов, которые инвестируют деятельность 147 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в 26 субъектах Российской Федерации.
Доля продукции из региональных интегрированных предприятий московских агрохолдингов на продовольственном рынке города Москвы составляет 50% от поставок отечественной продукции в целом.
За период 2003-2008 годов при бюджетной поддержке Правительства Москвы, которая составила 2,8 млрд.рублей, московские агрохолдинги инвестировали в создание и развитие региональных интегрированных предприятий 50 млрд.рублей собственных и привлеченных средств.
Московские агрохолдинги активно включились в реализацию приоритетного национального проекта "Развитие АПК", федеральной "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". В результате в отдельных субъектах Российской Федерации возросли объемы свободных товарно-сырьевых ресурсов для поставки в город Москву.
Главным результатом взаимодействия является количественное и качественное улучшение рациона питания москвичей. Например, по потреблению растительного масла, крупы, сахара, цельного молока, рыбной продукции в расчете на одного жителя город Москва вышел на уровень норм, рекомендованных Российской академией медицинских наук. В 2008 году среднесуточное потребление продовольствия в городе Москве увеличилось по сравнению с 2004 годом на 18,5%.
В 2008 году в целях насыщения московского рынка качественной продукцией отечественного производства на территориях административных округов города Москвы было организовано и проведено более 5000 "ярмарок выходного дня" с участием товаропроизводителей из 37 субъектов Российской Федерации.