Современный мир представляет собой пространство постоянно прогрессирующей интеграции и глобализации всех процессов. Российская Федерация, Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, сопредельные страны постсоветского пространства представляют собой огромный сегмент глобального мира, в котором происходит интенсивная реинтеграция общих рынков, производственных цепочек, социокультурной и гуманитарной коммуникаций.
Москва играла и играет роль модератора текущих контактов и долгосрочных связей между регионами Российской Федерации, Республикой Беларусь и другими странами СНГ.
Межрегиональное сотрудничество для Москвы - одно из ключевых и приоритетных направлений управленческой работы Правительства Москвы.
Москва осуществляет свои контакты с другими регионами страны:
- в качестве политического центра страны - столицы;
- в качестве самого мощного экономического субъекта Российской Федерации;
- в качестве общероссийского финансового центра;
- в качестве передового в социальном, культурном и инновационном плане города-мегаполиса;
- в качестве главного центра Центрального федерального округа, и шире - всей европейской части нашей страны.
Москва является генератором нововведений во всех областях, а также городом, который аккумулирует лучшие достижения своих партнеров и внедряет их в повседневную практику.
Сегодня в Москве концентрируется "человеческий капитал" страны, что делает ее центром учебно-научной коммуникации, образования, повышения квалификации, обмена опытом, что является необходимым условием научно-технического прогресса.
Политика в сфере межрегионального взаимодействия города Москвы является неотделимой интегральной составляющей частью проводимой Правительством Москвы экономической и социальной политики. Этой работой в настоящее время занимаются практически все органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы укрепления межрегиональных связей регулярно выносятся на обсуждения Правительства Москвы, Комиссии Правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, коллегий департаментов, комитетов и префектур административных округов города Москвы.
Все эти действия направлены на достижение стратегической цели Правительства Москвы - повышение качества жизни населения города на основе устойчивого социально-экономического развития.
Москва оказывает экономическую помощь другим регионам. При этом межрегиональное сотрудничество (в отличие от шефской помощи) всегда полностью строилось на принципах взаимной выгоды и достижения максимального социально-экономического эффекта для всех участников.
Москва в сложные 90-е годы сыграла значительную роль в сохранении политического единства страны, выступала первопроходцем в восстановлении политических связей, производственных цепочек и социокультурной реинтеграции на постсоветском пространстве. Но и сейчас, в эпоху политической стабильности, горизонтальные социально-экономические и социогуманитарные связи между регионами нашей страны гармонично дополняют и укрепляют государственную федеральную вертикаль власти.
Глобальный социально-экономический кризис мирового характера сказался и на Москве, и на ее постоянных партнерах - регионах России. Учитывая, что по оценкам экономистов кризис в перспективе может иметь затяжной характер, а его последствия кардинально изменят социально-экономическую и политическую конъюнктуру, оптимальное использование ресурсов всех регионов Российской Федерации, укрепление и создание новых производственных цепочек на основе разделения труда, укрепление постоянных торговых связей, взаимная поддержка и обмен опытом решения экономических проблем - приобретают жизненно-важную актуальность.
Кризис усугубляет опасность неадекватного усиления межрегиональной конкуренции, которая грозит превратиться из нормального и естественного рыночного соревнования бизнеса в "торговые войны без правил", спровоцировать попытку регионов отгородиться от общероссийских тенденций.
В новых экономических условиях межрегиональное сотрудничество, постоянный диалог регионов между собой, сохранение деловых и общественных связей - необходимое "лекарство" от таких неблагоприятных последствий кризиса. Ответом на угрозы и вызовы глобального кризиса должны быть совершенствование инфраструктуры межрегиональных связей, прогресс в планировании и логистике экономических отношений, рационализация экономического разделения труда между регионами, интенсификация технологического развития промышленных, торговых, коммуникационных и гуманитарных проектов. Межрегиональное сотрудничество - залог сохранения эффективности, прозрачности, предсказуемости внутреннего рынка России.
В Концепции проанализированы стратегические и ключевые тактические шаги и мероприятия межрегионального характера, которые предлагается завершить, продолжить или начать органам исполнительной власти города Москвы в регионах Российской Федерации.
Разработанная Концепция базируется на концептуальных положениях и принципах, заложенных в Основных направлениях стратегии развития города Москвы на период до 2025 года, одобренных постановлением Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года" с учетом раздела "Интеграция города Москвы и субъектов Российской Федерации. Развитие межрегионального сотрудничества", которое рассматривается как инструмент работы по формированию потенциала устойчивого долгосрочного социально-экономического развития города Москвы.
Концепция формирует стратегическую перспективу, дает методические ориентиры, ставит глобальные задачи. Только ориентируясь на эти концептуальные основы можно планировать тактические ходы и решать тактические задачи.