По состоянию на 2008 год в состав промышленности города Москвы входят 1183 крупных и средних организаций (в том числе 1085 - по обрабатывающим производствам).
В группу крупных и средних организаций промышленности включены 240 предприятий ОПК, входящих в реестр организаций ОПК Российской Федерации. В составе крупных и средних организаций обрабатывающих производств более 150 осуществляют технологические инновации, 210 крупных и средних организаций промышленности являются социально и экономически значимыми для города Москвы и/или Российской Федерации.
Среднесписочная численность работников обрабатывающих производств в 2008 году составила 663,3 тыс.чел., что составляет 12,3% от экономически активного населения города Москвы. На предприятиях промышленности города Москвы трудятся около 3 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
Доминирующая роль обрабатывающих производств позволяет оценивать промышленность города Москвы как полигон для отработки механизмов модернизации экономики, структурной перестройки промышленности в направлении ее перевода на инновационный путь развития.
Целенаправленная политика поддержки организаций промышленности, последовательно проводимая Правительством Москвы в 2000-е годы, обеспечила динамичное развитие промышленного комплекса. Так, по обрабатывающим производствам за период 2004-2008 годов среднегодовой темп роста промышленного производства составил 114,1% при среднероссийском уровне 106,4%; темпы роста налоговых поступлений в бюджет составили в среднем 116,6%; рост выработки на одного работающего - в среднем 33%. Значительный вклад в достижение указанных темпов внесли Комплексные программы промышленной деятельности в городе Москве, действовавшие в период с 1998 года, в рамках которых, начиная с 2004 года, значительное внимание уделялось реализации среднесрочных и долгосрочных проектов, направленных на техническое перевооружение, модернизацию и расширение действующих производств, создание новых производственных мощностей, обеспечивающих повышение конкурентоспособности промышленности города Москвы и ее структурную перестройку. Основной формой поддержки в рамках Программы 2004-2006 годов был бюджетный кредит, предоставлявшийся на срок до 5 лет, что обусловило пролонгированный характер итогов их реализации и обеспечило достаточно высокие результаты Программы к 2009 году, несмотря на разразившийся мировой финансово-экономический кризис.
В рамках Программы в 2007-2009 годах завершен ряд проектов по развитию перспективных для города Москвы производств, получивших финансовую поддержку из бюджета города Москвы в период 2004-2006 годов.
В 2007 году были завершены проекты:
- по расширению производственного комплекса ЗАО "Микояновский мясокомбинат" и повышению его мощности на основе технического перевооружения производства (начат в 2004 году). На его реализацию привлечено около 1,7 млрд.руб. внебюджетных средств. В результате реализации проекта мощности комбината увеличены более чем в 1,5 раза (со 110 тыс.т продукции в год в 2003 году до 167,7 тыс.т в 2007 году); снижена себестоимость и расширен ассортимент выпускаемой продукции; выручка от продаж выросла на 53,7%; налоговые платежи в бюджет города Москвы выросли на 45,8%; численность работающих увеличилась на 765 чел. Доля комбината на рынке мясопродуктов Российской Федерации составила около 5%, на московском - более 18% и продолжает увеличиваться;
- по расширению производства пластин фосфида галлия на ЗАО "Элма-Малахит", начатый в 2004 году. Реализация проекта обеспечила рост объема производства в 1,4 раза, рост прибыли в 2 раза, рост налоговых отчислений в городской бюджет - в 2 раза, стабильную численность занятых. Более 80% продукции предприятия поставляется в США, Китай, Японию и другие страны Юго-Восточной Азии в результате значительного увеличения объема выпуска экспортной продукции по результатам проекта;
- по созданию опытно-наработочных производств новых видов полимерных материалов для городского хозяйства на ОАО "Институт пластмасс им.Г.С.Петрова", реализация которого обеспечила внедрение результатов научных разработок в производство, отработку промышленных технологий промышленного изготовления новых материалов, серийный выпуск инновационной продукции. Созданы мощности по производству смолы ТФ-82. Мощности по выпуску полисульфонов увеличились с 3 т/год в 2005 году до 5 т/год в 2007 году. Это позволило за время реализации проекта достигнуть увеличения выпуска георешетки, лент вспененных для текстильной промышленности, синтетических полимеров, отвердителей и другой продукции, выпускаемой предприятием для нужд экономики города Москвы;
- по расширению производства систем профильных карнизов на специализированном предприятии ООО "Знамя Труда", применяющем труд инвалидов. Предприятием вложено 75 млн.руб. собственных средств на приобретение оборудования и создание рабочих мест. В результате реализации проекта выручка от продаж увеличилась на 15,4%, прибыль от продаж - на 63,9%, среднемесячная заработная плата - на 78,4%, доля инновационной продукции в общем объеме продаж - на 42,5%. Стоимость основных фондов выросла практически в 2 раза. Предприятию удалось занять порядка 30-40% рынка карнизов города Москвы и Подмосковья.
В 2008 году завершен ряд проектов, включая:
- проект по техническому перевооружению производства асфальтно-бетонных смесей ЗАО "Союз-Лес", обеспечивший рост объема производства продукции почти в 2 раза, достижение доли инновационной продукции в общем объеме продаж более 50%, создание 43 новых рабочих мест. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 200 млн.руб. внебюджетных средств;
- проект по техническому перевооружению ГУП НПЦ "Спурт" в целях выполнения комплекса работ по увеличению производства спецтехники, обеспечивший рост объема производства продукции в 1,5 раза, достижение доли инновационной продукции в общем объеме продаж более 90%, создание 8 новых и модернизацию 96 рабочих мест, энергосбережение по электрической энергии в размере 50 тыс. кВт час, экономию потребления теплоэнергии в размере 400 Гкал, сокращение сроков разработки изделий в 2-2,5 раза, сроков внедрения на серийных заводах - в 1,5 раза, повышение качества выпускаемых изделий. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 45 млн.руб. собственных средств. Реализация проекта позволила предприятию в 2008 году выполнить государственный заказ на поставку продукции в объеме около 561,3 млн.руб. Разработанные предприятием комплексы цифровых средств КВ-УКВ диапазона вытеснили импортные аналоги из поставляемой продукции в интересах Министерства обороны Российской Федерации;
- проект ОАО "Оптрон" по модернизации конструкций и техническому перевооружению производства с организацией промышленного выпуска специализированных объектно-ориентированных регуляторов частоты для асинхронных электроприводов механизмов металлорежущих станков, обеспечивший рост объема выпуска продукции в рамках проекта в 1,8 раза, модернизацию 8 рабочих мест, прирост налоговых платежей в городской бюджет - более 54 млн.руб. Предприятием привлечено в реализацию проекта более 60 млн.руб. внебюджетных средств;
- проект модернизации производства на ОАО "Хлебозавод N 28" (2006-2008 годы), обеспечивший рост объема производства продукции более чем в 1,5 раза, модернизацию 28 рабочих мест. За время реализации проекта предприятием привлечено в реализацию проекта более 203 млн.руб. внебюджетных средств. Запланированные показатели реализации проекта достигнуты.
В 2008 году завершен первый этап реализации проекта по организации литейно-прокатного производства на базе Ярцевского имущественного комплекса ЗАО "Ярцевский завод "Двигатель" в Смоленской области (срок реализации 2003-2010 годы). Введены в опытно-промышленную эксплуатацию мощности, обеспечивающие выпуск 220 тыс. тонн мелкосортного проката, 5 тыс. тонн отливок из чугуна, а также другой сопутствующей продукции для строительного комплекса города Москвы.
Завершен проект создания производства по рециклингу отработанного ацетона и технологических жидкостей, а также утилизации шламовых отходов металлообработки и отработанной смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) на ФГУП ММПП "Салют" (срок реализации 2004-2009 годы). Запущен участок переработки шлама, который производит очистку шлама от масел и СОЖ (переводит его из II класса опасных отходов в IV класс) и обеспечивает его хранение на площадке для металлургических производств. Запущен участок по переработке СОЖ. Участок рециклинга ацетона производительностью 450 кг в смену начал функционировать во 2-м полугодии 2009 года. Создание указанных производств позволило снизить количество образующихся на заводе отходов ацетона в 20 раз, технологических жидкостей - примерно в 5 раз и в такое же количество раз снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу воздуха при утилизации таких отходов. Помимо повышения экологизации производственной деятельности предприятия, реализация данного проекта обеспечила создание 8 новых рабочих мест. Чистая прибыль в рамках реализации проекта за период его реализации составила 4,9 млн.руб.
Завершены проекты создания специализированного производства по переработке изношенных автопокрышек и организации производства железнодорожных переездов на основе резиновой крошки на ОАО "Тушинский машиностроительный завод", которые позволили решить важную для города Москвы задачу, обеспечили за время реализации проектов дополнительный объем выпуска продукции в размере 160,9 млн.руб., чистую прибыль в размере 9,6 млн.руб., создание 28 новых рабочих мест.
До конца 2009 года планируется завершение еще более 20 проектов, включая проекты ФГУП НПП "Пульсар", ФГУП ММПП "Салют", ОАО "НИИВК им.М.А.Карцева" и другие, направленные на выполнение мероприятий по энергосбережению, обеспечившие более 5% экономии электроэнергии на основе создания автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии, модернизации энергетического и теплового оборудования, лифтового хозяйства и т.п.
Эти и другие проекты, получившие финансовую поддержку в рамках Программы и находящиеся в стадии выполнения, обеспечили высокие значения аналитических показателей, предусмотренных Программой, в 2007-2008 годах.
Так, увеличение объемов продаж продукции в среднем по участникам Программы, прогнозируемое за 2007-2009 годы не менее чем на 30%, фактически за 2007-2008 годы составило 40,37%; увеличение выработки в расчете на одного работника, прогнозируемое на 7% ежегодно, фактически обеспечено в 2007 году - на 20,5%, в 2008 году - на 12,3%; увеличение числа новых квалифицированных рабочих мест, прогнозируемое не менее чем на 5% ежегодно, фактически составило в 2007 году - 5,3%, в 2008 году - 5,1%. Участниками Программы создано более 1800 и модернизировано более 1750 рабочих мест. Стоимость основных производственных фондов в среднем по участникам Программы за 2007-2008 годы к уровню 2006 года в среднем увеличилась на 45,7%, доля инновационной продукции в объеме продаж - на 40,5%. В период 2007-2008 годов 11 предприятий-участников Программы из разряда убыточных перешли в разряд прибыльных. Создано и оснащено 5 ресурсных центров по подготовке кадров на базе организаций промышленности города Москвы (ОАО "Станкоагрегат", ЗАО "Медведково", НУЦ "Электроника" (ФГУП "ТОРИЙ"), ОАО "ММП им.В.В.Чернышева, "Центр деревообработки" МКПП(р)). Проведено обучение и повышение квалификации более 3000 работников организаций промышленности города Москвы, в т.ч. более 850 чел. в форме целевой контрактной подготовки.
В рамках развития инфраструктуры промышленной деятельности в 2007-2009 годах особое внимание было уделено расширению участия организаций промышленности и науки города Москвы в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, в том числе инновационной направленности, реализации специальных телепроектов и выпуску печатных изданий по вопросам развития промышленной деятельности, повышению уровня информатизации промышленной деятельности на основе совершенствования и расширения сферы применения ИАС "Московская промышленность", и другим мероприятиям, обеспечивающим привлечение инвестиций в промышленный сектор, продвижение продукции московских производителей на отечественные и зарубежные рынки, создание положительного имиджа промышленности города Москвы и совершенствование ее бизнес-среды.
Выполнен значительный объем работ по организации территориального размещения объектов промышленности и науки в городе Москве. Утверждены схемы размещения 209 промышленных зон (160 - в границах производственных зон, 49 - вне границ производственных зон) общей площадью 7,8 тыс. га. Разработаны градостроительные регламенты, ТЗ на подготовку ТЭО и плана развития по 31 промзоне в 8 административных округах города Москвы. Начата разработка градостроительных регламентов по 90 промзонам, согласованы материалы по подготовке ТЗ на разработку ТЭО и планов развития еще 46 промзон. Ведется реализация инвестиционных проектов строительства новых производственных мощностей в новых и реорганизуемых промышленных зонах на территории города Москвы и в других регионах, в рамках которых за 2007 год - 9 мес. 2009 года освоены капитальные вложения из бюджета города Москвы в объеме 8027,28 млн.руб. Реализация проектов и мероприятий данного направления обеспечит в ближайшие годы перебазирование экологически вредной части производственных мощностей, снос старых построек и строительство новых современных производственных площадей в объеме около 690 тыс.кв.м, реконструкцию и сохранение производственных площадей в объеме около 290 тыс.кв.м, создание более 43 тыс. новых рабочих мест, в том числе более 3,2 тыс. рабочих мест на сохраняемых производственных площадях.
В рамках Программы в 2007-2009 годах начата реализация ряда проектов по созданию новых производств и техническому перевооружению действующих производств со сроком завершения в 2011-2012 годах, включая проекты: создания производства нового поколения многофункционального авиационного приборного оборудования на ОАО "Аэроприбор-Восход", создания производства тонкостенных коррозионно-стойких труб из холоднокатаной нержавеющей ленты на ОАО "Серп и Молот", технического оснащения ОАО "Тушинский машиностроительный завод" для производства эффективного энергетического оборудования, модернизации производства ОАО "Московский инструментальный завод", технического перевооружения ОАО "Элион", ОАО "Сантехпром", ОАО "ММП им.В.В.Чернышева", ЗАО "Хлебозавод N 24", ОАО "Гамма" и ряд других проектов, выполнение которых обеспечит весомый вклад в показатели работы промышленности в последующие годы, сохранение и повышение конкурентоспособности промышленного производства.
В соответствии с Законами города Москвы о бюджете на 2007, 2008, 2009 годы лимит финансирования Программы в 2007-2009 годах составил 7749,77 млн.руб. Фактическое финансирование проектов и мероприятий Программы по состоянию на 01.10.2009 составило 6638,18 млн.руб., в том числе 5637,92 млн.руб. - финансирование в 2007 и 2008 годах.
В ходе реализации Программы в 2007-2008 годах было обеспечено привлечение участниками Программы дополнительных средств из внебюджетных источников в размере 55,6 млрд.руб. (более 9,8 руб. на 1 руб. из бюджета города Москвы), в том числе в 2007 году - 32,8 млрд.руб. (более 13,2 руб. на 1 руб. из бюджета города Москвы), в 2008 году - 22,8 млрд.руб. (более 7,2 руб. на 1 руб. из бюджета города Москвы). По итогам 2009 года ожидается привлечение внебюджетных финансовых средств в размере 6 млрд.руб. (3,5 руб. на 1 руб. из бюджета города Москвы).
Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в середине 2008 года, оказал значительное влияние на результаты работы промышленности, отразившиеся в резком падении темпов роста промышленного производства начиная с октября 2008 года. В результате за 2008 год индекс промышленного производства составил 100,5%, в том числе по обрабатывающим производствам - 101,3%. Как следствие, снизился темп роста прибыли, составивший в 2008 году по кругу крупных и средних организаций обрабатывающих производств 78,4% к уровню 2007 года, вырос с 20,5% до 28,0% удельный вес убыточных организаций. С целью изменения сложившейся ситуации, в рамках деятельности созданных Департаментом науки и промышленной политики города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.06.2008 N 528-ПП "О дополнительных мерах по защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями" Рабочей группы по работе с убыточными организациями и организациями, имеющими низкий уровень оплаты труда, а также Оперативного штаба по вопросам занятости населения и обеспечения стабильной ситуации на рынке труда, по каждой организации, входящей в сферу деятельности Департамента науки и промышленной политики города Москвы, выяснялись причины убыточной деятельности, вырабатывались рекомендации по их устранению, недопущению массового увольнения (путем опережающего профессионального обучения работников, организации временного трудоустройства на общественные и временные работы, перераспределения трудовых ресурсов между предприятиями). Существенную роль при этом сыграла финансовая поддержка мероприятий по сохранению производственного и кадрового потенциала в рамках Программы, которая обусловила необходимость перераспределения ее средств в 2009 году.