Недействующий

О Городской целевой программе "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2011 годы" (с изменениями на 9 августа 2011 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 25.07.2012 N 366-ПП)

6. Оценка внешних условий и сценарии хода реализации Комплексной программы


Реализация Комплексной программы в 2010-2011 годах отличается от предшествующих программ в сфере обеспечения продовольственной безопасности города тем, что она выполняется в период финансово-экономического кризиса, который затронул всю мировую экономику, в том числе национальную и региональные экономики России, включая мировой агропродовольственный рынок и внутренний агропродовольственный рынок страны. В этих условиях Комплексная программа должна особенно тщательно учитывать все возможные риски, связанные с кризисом, чтобы максимально защитить одну из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности населения города от его негативных последствий.

Основные риски реализации Комплексной программы в период 2010-2011 годов обусловлены:

- неудовлетворительным экономическим и финансовым положением значительной части предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города, агропромышленных холдингов по итогам 2009 года, при дефиците оборотных средств предприятий на выполнение годовых программ оптовых поставок продовольствия порядка 1,2 млрд. рублей, наличии ряда крупных незавершенных инвестиционных проектов и высокой стоимости привлечения кредитных ресурсов;

- недостаточной эффективностью действующего механизма финансовой поддержки предприятий оптового продовольственного комплекса в форме бюджетного субсидирования части процентной ставки по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях;

- снижением реальных доходов и уровня среднедушевого потребления некоторых основных продуктов питания населением города в 2008-2009 годах, при прогнозируемых низких темпах восстановления покупательского спроса в 2010-2011 годах и необходимости реализации для малообеспеченных категорий граждан мер социальной защиты, финансируемых из средств бюджета города Москвы;

- зависимостью продовольственного рынка города от поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров из субъектов Российской Федерации, помимо собственного производства агропромышленных холдингов, а также по импорту в условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового продовольственного рынка и неустойчивого состояния отечественного сельского хозяйства;

- наличием общесистемных рисков, связанных с частной собственностью предприятий оптового продовольственного комплекса и зависимостью сферы обеспечения продовольственной безопасности города от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов.

В качестве базового сценария условий реализации Комплексной программы принят реалистический (наиболее вероятный) вариант прогноза социально-экономического развития города Москвы до 2012 года. В то же время Комплексная программа сформирована таким образом, что позволяет оперативно корректировать плановые финансовые показатели в пределах общих установленных лимитов на цели обеспечения продовольственной безопасности города без существенной переработки программных мероприятий для обеспечения наиболее эффективного использования бюджетных ресурсов в случае развития ситуации по пессимистическому (экономический спад окажется более глубоким и затяжным) или оптимистическому (преодоление кризисных явлений в экономике будет происходить ускоренными темпами) сценариям.

Сценарий условий реализации Комплексной программы учитывает ожидаемые в среднесрочной перспективе структурные сдвиги в розничной торговле продовольственными товарами, которые связаны с:

- ускоренным развитием системных, в том числе сетевых форм организации торговли;

- ростом количества магазинов шаговой (пешеходной) доступности;

- сокращением в объеме розничного товарооборота удельного веса различных форм неорганизованной торговли.

Основные структурные изменения в сельском хозяйстве Российской Федерации в результате внедрения и распространения прогрессивных технологий и форм организации производства в перспективе будут связаны с:

- формированием и развитием зон товарной специализации производства в субъектах Российской Федерации;

- повышением удельного веса промышленного производства в объемах валовой и товарной продукции сельского хозяйства.

Важным фактором, который может сказаться на структуре сельскохозяйственного производства, является возможное вступление России во Всемирную торговую организацию.

География поступления продовольствия в город Москву и система товародвижения в перспективе также претерпят определенные изменения, в том числе в результате увеличения объемов поставок в город отечественной продукции и реализации Концепции таможенной политики Российской Федерации, связанной с перемещением таможенного оформления грузов на границы России.

Сценарные условия развития и размещения мощностей материально-технической базы оптового продовольственного комплекса учитывают тенденцию формирования в Московском регионе (город Москва, Московская область) взаимоувязанной транспортно-складской инфраструктуры и товаропроводящей сети продовольствия, которая проявляется в:

- росте товаропотоков продовольствия между городом и областью;

- развитии процессов агропромышленной интеграции московских предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности с сельхозпроизводителями области;

- развитии в Московской области инфраструктуры оптовой торговли, ориентированной на поставки продовольствия в город.

Развитие этой тенденции в перспективе приведет к формированию модели оптового звена, базирующейся на следующих положениях:

1) хранение основной части сезонных запасов, первичная переработка и товарная подработка продукции осуществляются в зонах производства в субъектах Российской Федерации, в том числе в аграрных подразделениях агропромышленных холдингов;

2) мощности складской инфраструктуры по хранению продовольствия на территории города Москвы должны обеспечивать возможность хранения: городского резерва, определенной части продукции государственного заказа города Москвы для бесперебойного обеспечения организаций социальной сферы в зимний период времени, а также необходимых (минимально допустимых) объемов технологических и торговых запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

3) логистические грузоперерабатывающие терминалы преимущественно располагаются в зоне Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) на территории Московской области;

4) мощности распределительной (дистрибуторской) инфраструктуры оптовой торговли, обслуживающей товаропоток продовольствия в город Москву и располагающейся на территории города и области, должны быть достаточны для обеспечения прогнозируемого роста объемов оптового оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров.

При этом:

- крупные распределительные центры, оптовые продовольственные рынки и комплексы оптовой торговли продовольствием, как правило, размещаются между МКАД и ЦКАД и в отдельных случаях (с учетом дислокации существующих предприятий) - на внутренней стороне МКАД;