--------------------------------------------------------------------
Снят с контроля как полностью выполненный на основании
постановления Московской городской Думы N 30 от 03.05.95г.
--------------------------------------------------------------------
Рассмотрев, в соответствии со статьями 1 и 29 Закона города Москвы от 18 мая 1994 года N 8-39 "О Контрольно-счетной палате Московской городской Думы", отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы за 1994 год,
Московская городская Дума постановляет:
1. Принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы за 1994 год (приложение).
2. Опубликовать отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы за 1994 год для ознакомления общественности.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской городской Думы
В.М.Платонов
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 22.02.95 г. N 17
Отчет о деятельности
Контрольно-счетной палаты
Московской городской Думы
за 1994 год
Прошедший год был годом образования и первоначальной организации Контрольно-счетной палаты (далее - Палата). После принятия Московской городской Думой постановления от 19 января 1994 года N 10 "О прогнозе социально-экономического развития и структуре бюджета г.Москвы на 1994 год. О структуре бюджета г.Москвы на 1 квартал 1994 год" (п.7) началась активная подготовка и согласование Закона города Москвы "О Контрольно-счетной палате Московской городской Думы, который был утвержден 18 мая 1994 года N 8-39 и официально опубликован после подписания его Мэром Москвы 8 июля 1994 года. Московская городская Дума на том же заседании постановлением от 18 мая 1994 года N 40 "Об утверждении председателя Контрольно-счетной палаты" утвердила Председателя Палаты и дала поручение о подготовке штатного расписания и сметы расходов Палаты. Дума приняла постановление от 13 июля 1994 года N 59 "О материально-техническом обеспечении деятельности контрольно-счетной палаты Московской городской Думы", которым утвердила структуру и штатное расписание Палаты, а также поручила Председателю Палаты в течение III квартала 1994 года внести на утверждение Думы проект сметы расходов на обеспечение деятельности Палаты на IV квартал. Указанная смета была разработана и утверждена постановлением Московской городской Думы от 5 октября 1994 года N 71 "О смете расходов на обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы на IV квартал 1994 года". Таким образом, к началу октября 1994 года была подготовлена нормативная и финансовая основа функционирования Палаты.
Основными проблемами, которые следовало решить в ходе организации практической деятельности Палаты, были вопросы, связанные с подбором квалифицированных кадров, размещением Палаты, налаживанием конструктивного сотрудничества с другими контрольными органами, разработкой методик проведения проверок и обследований, подбором, накоплением и анализом нормативных документов и информационных материалов общего и специального характера по направлениям деятельности Палаты.
Штатная численность сотрудников Палаты предусмотрена в количестве 51 единицы. На конец 1994 года в палате насчитывалось 18 человек, включая Председателя и заместителя Председателя Палаты. Сформирован костяк служб обеспечения: административно-хозяйственное звено - 2 человека, бухгалтерия и кадровое делопроизводство - 3 человека, 10 сотрудников приняты на работу на должности заведующих отделами, заведующих секторами, экспертов и контролеров. По образовательному уровню 15 сотрудников имеют высшее образование, в том числе 9 человек - экономическое или юридическое. 10 сотрудников Палаты имеют опыт работы в контрольных органах или смежных областях, из них 7 человек - более 5 лет. В настоящее время подобраны и подбираются кандидатуры на свободные штатные единицы, но прием на работу временно приостановлен в связи с нерешенностью вопроса о предоставлении Палате постоянного помещения и, соответственно, отсутствием рабочих мест.
Наиболее острым вопросом остается выделение помещения для Палаты. В постановлении Думы от 13 июля 1994 года n 59 "О материально-техническом обеспечении деятельности Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы" Дума обратилась к Мэру Москвы Лужкову Ю.М. с просьбой предоставить помещение для размещения сотрудников Палаты в течение III квартала 1994 года. В развитие данного постановления Председатель Палаты обратился с письмом к Мэру Москвы 15 июля 1994 года с просьбой дать указание Комитету по управлению имуществом Москвы подобрать и выделить по возможности до 15 сентября 1994 года помещение площадью 500 кв. м, что соответствовало бы общепринятым санитарным нормам. К сожалению, эта просьба не была выполнена, в связи с чем мы были вынуждены еще раз обратиться к Мэру Москвы (письмо от 8 сентября 1994 года) по тому же вопросу. В целях урегулирования положения с размещением Палаты ее Председатель еще дважды письменно обращался к Мэру Москвы и неоднократно - к руководству Москомимущества. В результате в октябре 1994 года Палате было выделено помещение в размере 75 кв.м (3 комнаты) по адресу: ул.Новый Арбат, д.11. Получение данного временного помещения позволило приступить к практической организации Палаты. Однако в настоящее время нерешенность вопроса с предоставлением Палате постоянного приспособленного помещения стало одним из главных факторов, серьезно затрудняющих ее работу. Имеющееся помещение не позволяет нам продолжить комплектование штата сотрудников, что существенно сужает возможности Палаты по осуществлению контрольных функций. Кроме того, поскольку Палата расположена в одном крыле вместе с рядом общественных организаций, невозможно обеспечить не только безопасность сотрудников, но даже сохранность имущества, не говоря уже о хранении конфиденциальной информации так, как это предписано Законом города Москвы от 18 мая 1994 года n 8-39 "О контрольно-счетной палате Московской городской Думы". Проработка этого вопроса с Москомимуществом продолжается, но перспективы его решения неясны.
Одной из важнейших задач этапа становления Палаты было установление рабочих контактов и отработка взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами, действующими в Москве. В ходе организации Палаты было налажено сотрудничество с такими учреждениями, как Контрольно-ревизионный комитет Федерального Собрания (ныне Счетная палата Российской Федерации), Департамент финансов и Контрольно-ревизионное управление Правительства Москвы, Главное городское Контрольное управление, Московское Антимонопольное управление, Оперативно-распорядительное управление Премьера Правительства Москвы, а также Контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов Российской Федерации по Москве, Государственная налоговая инспекция по Москве, Управление Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Москве, Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Москве, Прокуратура Москвы, Управление по экономическим преступлениям Главного управления внутренних дел Москвы. Руководство этих организаций выразило стремление к сотрудничеству с Палатой. Были обсуждены и обозначены конкретные формы и алгоритмы такого сотрудничества, в том числе участие сотрудников Палаты в проводимых указанными ведомствами проверках и ревизиях, привлечение их сотрудников к участию в контрольных мероприятиях Палаты, обмен информационными, методическими и нормативными материалами, согласование планов контрольных мероприятий с целью как проведения совместных проверок, так и исключения дублирования в работе.
В ходе подготовительного этапа основное внимание уделялось следующим аспектам деятельности Палаты:
1. Информационное обеспечение.
Для эффективного обеспечения деятельности Палаты требуется создание и накопление информационной базы по правовым и экономическим аспектам ее деятельности. Эта работа была начата практически с нуля. Основными источниками получения необходимой информации были официальные публикации в печати, базы данных, установленные на компьютерах Московской городской Думы, личные архивы сотрудников Палаты. Формирование информационной базы Палаты было затруднено отсутствием оргтехники. В настоящее время необходимая оргтехника частично приобретена, но не установлена в связи с тем, что в выделенном Палате помещении невозможно обеспечить ее сохранность. В то же время сотрудниками Палаты в определенном объеме было собраны и систематизированы нормативные и статистические материалы по вопросам ее деятельности. Сектором обработки информации разработана концепция информационно-технического обеспечения деятельности Палаты. Планируется продолжить накопление информационных материалов как путем совершенствования досьевого хозяйства, так и в электронной форме, в том числе путем подключения к информационным сетям и базам данных. Сотрудниками Палаты проведена работа по подбору и анализу информации о социально-экономической обстановке в городе в динамике за последние несколько лет, что в перспективе позволит лучше выявить тенденции социально-экономического развития Москвы, оценить деятельность городских властей на этом направлении и определить приоритетные направления контрольной деятельности Палаты. С целью стабильного получения информации по социально-экономическим вопросам Палата заключила соответствующий договор на абонентное обслуживание с Московским городским комитетом по статистике.
2. Методическая работа
Специфика функций, задач и полномочий Палаты, а также отсутствие на сегодняшний день соответствующих ей аналогов, придает особое значение методической работе. При этом необходимо не только использовать методики проверок, применяемые другими контрольными органами, выбрать из них то, что наиболее соответствует особенностям деятельности Палаты, но и постепенно, по мере накопления собственного опыта, вырабатывать собственные методики проведения контрольных мероприятий. В этом плане наиболее полезным было активное сотрудничество Палаты с Контрольно-ревизионным комитетом Федерального Собрания. Сотрудники Палаты изучили ряд документов международных организаций, объединяющих государственные контрольные органы разных стран, в том числе Лимскую декларацию руководящих принципов контроля ИНТОСАИ, аудиторские стандарты ИНТОСАИ для госконтроля, приступили к изучению материалов по практике работы контрольных органов ведущих государств мира. Руководство палаты обсудило вопросы методического взаимодействия с руководством всех других контрольных органов города. Были организованы встречи и беседы сотрудников Палаты с сотрудниками Департамента финансов Правительства Москвы и Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Москве. Разработана Инструкция о порядке запроса информации, проведения обследований и проверок Контрольно-счетной палатой Московской городской Думы. Совершенствование методики контрольной деятельности проводится в Палате в соответствии с перспективным годовым и квартальным планами информационно-методического обеспечения. За этим направлением закреплен отдельный сотрудник Палаты.
3. Работа с кадрами
В условиях становления Палаты одной из важнейших задач оказалась работа по подбору и обучению кадрового состава, формирования соответствующего задачам Палаты корпуса экспертов и контролеров. Специфика работы в Палате требует от человека не только глубоких профессиональных знаний и навыков в области бухгалтерского учета, финансового анализа и соответствующих отраслей права, но и широкой эрудиции, умения работать с людьми, особого психологического настроя и четкой жизненной позиции. Сотрудник Палаты, сталкиваясь с конкретными вопросами, должен ориентироваться в макро- и микроэкономических процессах, хорошо представлять себе механизм функционирования систем государственного управления, знать основы и практику маркетинга. Иначе проводимый им анализ финансовых потоков может оказаться неполным и неточным, исказить реально существующее положение. А контролер менее, чем кто-либо, имеет право на ошибку. Вполне понятно, что подобрать сотрудников, полностью отвечающих этим требованиям, очень сложно. Поэтому, наряду со строгими критериями отбора кадров, в Палате разрабатывается план повышения квалификации, включающий в себя несколько аспектов: краткосрочные специализированные курсы в ведущих учебных заведениях города, внутренние программы обучения под руководством заведующих отделами и с участием привлеченных специалистов, стажировка в ходе проведения совместных проверок с другими контрольными органами.
4. Определение приоритетов
При определении конкретных направлений и объектов контрольных мероприятий Палата в первую очередь ориентируется на нужды и потребности Думы. Представляется, что работа Палаты должна быть максимально синхронизирована с ходом законодательного процесса в Думе. В октябре прошлого года предполагалось рассмотреть на заседании Думы вопрос о поручениях Московской городской Думы для включения в план проверок палаты в IV квартале 1994 года, однако соответствующего постановления не последовало. Был проведен письменный и устный опрос депутатов, который позволил выявить более 20 потенциальных объектов проверок, привлекающих особое внимание депутатов. Однако никакого единого и определенного мнения Думы по вопросу о приоритетности, первоочередности проведения тех или иных проверок Палата не получила и строила свою работу самостоятельно, с учетом своих возможностей.
5. Контрольные мероприятия Палаты
В ноябре-декабре 1994 года Палата проводила следующие контрольные мероприятия:
- участвовала в комплексной проверке финансово-хозяйственной деятельности Центрального административного округа в составе бригады Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Москве. В ходе проверки были обнаружены серьезные недостатки в системе внутреннего контроля, нарушения в перечислении средств в доходную часть бюджета, перерасход средств в результате неправильного применения коэффициентов и слабого контроля за качеством работ;
- участвовала в комплексной проверке финансово-хозяйственной деятельности Юго-Западного административного округа в составе бригады Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Москве. Обнаруженные недостатки и нарушения финансовой дисциплины отражены в соответствуюших актах проверок;
- Палата приступила к первоначальному анализу исполнения бюджета города за 1994 год на базе имеющихся материалов по итогам I - III кварталов, включая оценку эффективности введенных Думой местных налогов;
- организована работа по подготовке заключения Палаты на проект бюджета города на 1995 год в соответствии с Временным положением о бюджетном процессе в Москве;
- проведена организационная часть и первый этап работы (сбор и обобщение информации, уточнение целей, определение тактики и этапности работ, состава контрольных групп, направлений и пределов взаимодействия с другими контрольными органами и т.п.) по проверке использования бюджетных средств следующими учреждениями:
- Департаментом здравоохранения Правительства Москвы;
- предприятием "Мосдачтрест";
- одним из уполномоченных банков Правительства Москвы.
Кроме того, в Палату поступили обращения от избирателей по различным вопросам финансово-хозяйственной деятельности органов городского управления (муниципальный округ "Котельники", муниципальный округ "Измайлово"), по которым в настоящее время палатой проводятся обследования.
6. Основные трудности в работе
В течение прошедшего года практически завершен этап организации Палаты Московской городской Думы. Но для ее окончательного становления предстоит еще многое сделать.
Наиболее острой проблемой остается размещение Палаты. Если эта проблема не будет решена, то объективно Палата еще надолго задержится в подростковом периоде с весьма ограниченной дееспособностью. Уже сейчас она отстает месяца на три в своем возможном развитии.
С размещением Палаты тесно связан вопрос укомплектования Палаты кадрами. Уже сейчас двое сотрудников Палаты не обеспечены рабочими местами. Вместе с тем в кадровой группе Палаты скопилось около двух десятков заявлений от людей, желающих поступить на работу в Палату, но они даже не рассматриваются в силу указанных причин. Следует также иметь в виду, что новому работнику требуется определенное время на адаптацию.
В нынешних условиях неоправданно много времени и сил сотрудников тратится малопроизводительно в связи с недостатками в организации информационного обеспечения работы Палаты. Устранение этих недостатков также напрямую зависит от предоставления Палате постоянного приспособленного помещения.
Существенные сложности на первом этапе работы вызывает проблема постановки целей и выработки методологии контрольных мероприятий. Представляется, что аспект деятельности Палаты будет совершенствоваться по мере накопления практического опыта.
До настоящего момента отсутствует координация деятельности Думы и Палаты, формы которой однозначно прописаны в Законе города Москвы от 18 мая 1994 года N 8-39 "О Контрольно-счетной палате Московской городской Думы". Палата в полном соответствии с Законом отслеживает обстановку в городе и самостоятельно формирует свои планы работы. Но в такой ситуации Дума явно упускает серьезные возможности по осуществлению своих контрольных функций над деятельностью Правительства Москвы. Было бы желательно отладить и запустить механизм выработки и утверждения регулярных перспективных заданий Палате с четким указанием приоритетов в очередности проведения проверок и, по возможности, их увязкой с подготовкой к рассмотрению тех или иных вопросов на заседаниях Думы. Представляется, что такие задания могли бы подготавливаться координаторами направлений, обсуждаться в комиссиях, далее передаваться в комиссию по организации работы Думы и выноситься ею в виде согласованного документа на заседание Думы.
Текст документа сверен по:
Ведомости Московской Думы,
N 2, 1995 год.