Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2008 года N 1061-ПП

О Комплексе мер по преодолению социального
сиротства в городе Москве на 2009-2011 годы

(с изменениями на 16 мая 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2012 года N 701-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010 года N 595-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 10.08.2010 (том 2);

постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2011 года N 202-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 30, 24.05.2011).

____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1164-ПП "О Городской программе "Год семьи в городе Москве", в целях дальнейшей оптимизации семейной политики и социальной защиты детства в городе Москве, сокращения уровня социального сиротства, создания условий для устранения причин, порождающих семейное неблагополучие, Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 годы (далее - Комплекс мер по преодолению социального сиротства) (приложение 1).

2. Возложить на Департамент семейной и молодежной политики города Москвы функции государственного заказчика - координатора по выполнению Комплекса мер по преодолению социального сиротства.

3. Создать Координационный совет при Правительстве Москвы по вопросам реализации Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 годы, утвердить его состав (приложение 2) и положение о нем (приложение 3).

4. Установить, что объемы бюджетного финансирования расходов на реализацию Комплекса мер по преодолению социального сиротства определяются на основании данных, включенных в Реестр расходных обязательств города Москвы и утвержденных в составе основных параметров бюджетного обеспечения расходных обязательств на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов.

5. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы:

5.1. Совместно с Департаментом образования города Москвы и Департаментом здравоохранения города Москвы в месячный срок провести анализ контингента воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью перераспределения имеющихся ресурсов данных учреждений и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по сокращению их численности, перепрофилированию, изменению должностных обязанностей и содержания работы сотрудников указанных учреждений.

5.2. Совместно с префектурами административных округов города Москвы обеспечить всестороннее освещение Комплекса мер по преодолению социального сиротства в окружных средствах массовой информации.

5.3. В I квартале 2009 года подготовить и представить руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по внесению изменений в правовые акты города Москвы в части защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5.4. Обеспечить в установленном порядке на конкурсной основе привлечение юридических и физических лиц, в том числе общественных организаций, для размещения государственного заказа в целях реализации Комплекса мер по преодолению социального сиротства.

6. Руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы до 1 апреля 2009 года представить в Правительство Москвы предложения по внесению изменений в правовые акты города Москвы в части защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оптимизации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающей увеличение числа воспитанников, устроенных на семейные формы воспитания.

7. Предложить городским организациям отраслевых профсоюзов, органам местного самоуправления (в рамках переданных им отдельных государственных полномочий города Москвы) совместно с Советом муниципальных образований города Москвы принять участие в реализации Комплекса мер по преодолению социального сиротства.

8. Просить Совет ректоров вузов Москвы и Московской области содействовать привлечению волонтеров из числа студентов вузов для шефства над выпускниками образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период.

9. Органам исполнительной власти города Москвы:

9.1. Обеспечить неукоснительное выполнение Комплекса мер по преодолению социального сиротства и осуществлять финансирование его мероприятий в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов.

9.2. Ежегодно до 15 февраля представлять государственному заказчику - координатору Комплекса мер по преодолению социального сиротства Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы отчеты о ходе реализации Комплекса мер по преодолению социального сиротства за год, в том числе по источникам финансирования.

9.3. В установленном Правительством Москвы порядке представить показатели финансового обеспечения Комплекса мер по преодолению социального сиротства в Департамент финансов города Москвы для включения в Реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы.

10. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы ежегодно до 1 марта представлять сводные отчеты о реализации Комплекса мер по преодолению социального сиротства в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы.

11. Префектурам административных округов города Москвы:

11.1. Пункт утратил силу с 4 июня 2011 года - постановление Правительства Москвы от 16 мая 2011 года N 202-ПП. - См. предыдущую редакцию.

11.2. Совместно с Московской Федерацией профсоюзов оказывать содействие руководителям детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации наставничества трудовых коллективов предприятий и организаций над воспитанниками и выпускниками указанных учреждений.

12. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить освещение хода реализации Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городских средствах массовой информации.

13. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы по заявке Департамента семейной и молодежной политики города Москвы оказывать в соответствии с правовыми актами города Москвы содействие в размещении на объектах наружной рекламы рекламно-информационных материалов по вопросам преодоления сиротства.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

О ходе выполнения настоящего постановления ежегодно докладывать Мэру Москвы.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 18 ноября 2008 года N 1061-ПП

     

КОМПЛЕКС
мер по преодолению социального сиротства
в городе Москве на 2009-2011 годы

(с изменениями на 27 июля 2010 года)



Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 годы разработан с учетом Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы и является продолжением мероприятий, проводимых в рамках Года ребенка и Года Семьи.

Активная деятельность органов исполнительной власти города Москвы в последние несколько лет в области социальной политики в отношении семьи, нуждающейся в помощи государства, и защиты детства привела к некоторой стабилизации ситуации в сфере детского и семейного неблагополучия.

В рамках Городской программы "Год семьи в городе Москве" с 1 января 2008 года дополнительно к федеральным выплатам и компенсациям за счет средств городского бюджета семьям с детьми предоставляются различные льготы и натуральная помощь, оказывается значительная материальная поддержка в виде единовременных, ежемесячных и ежегодных городских компенсационных выплат, размеры и количество которых увеличиваются. Особое внимание уделяется социально незащищенным семьям - многодетным, неполным и семьям с детьми с ограниченными возможностями, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

К имеющимся центрам социальной помощи семье и детям (в 2007 году было 21) прибавилось еще 2 - "Кунцево" и "Можайский" в Западном административном округе города Москвы. В них будут открыты отделения сопровождения замещающих семей и кризисные отделения для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

К концу 2008 года будут созданы еще два центра социальной помощи семье и детям в Центральном ("Хамовники") и Восточном ("Измайлово") административном округах.

В настоящее время на учете в центрах социальной помощи семьям и детям состоит 27061 семей, в которых воспитывается 45084 детей. Из них 4,4% детей проживает в неблагополучных семьях, 1,8% состоит на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН) и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Как центр патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, функционирует Государственное образовательное учреждение детский дом N 19 Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. На базе этого детского дома открыты отделения: для социализации подростков и их адаптации к самостоятельной жизни и для несовершеннолетних беременных и юных мам из числа выпускниц сиротских учреждений - "Маленькая мама" (с временным проживанием).

Кроме того, работают еще 11 уполномоченных служб по патронатному воспитанию в учреждениях системы Департамента образования города Москвы, которые занимаются подготовкой кандидатов в замещающие родители.

Дальнейшее развитие получила служба сопровождения семей опекунов, усыновителей, приемных родителей. Начали работу три "Школы приемных родителей" - на базе "Московской службы психологической помощи населению" и еще 2 - на базе общественных организаций.

Информационный центр "Мой ребенок" Центрального административного округа обеспечивает информационную, аналитическую, методическую работу по вопросам семьи и детства.

Организована работа "горячей линии" по вопросам правовой, юридической, психолого-педагогической и медико-социальной поддержки несовершеннолетних. Открыта общественная приемная по всем вопросам семьи и детства. Создан Межведомственный координационный совет по устройству детей в семью. В рамках проведения круглых столов и семинаров состоялось обсуждение вопросов: "Актуальные проблемы преодоления сиротства, развития опеки и попечительства", "Приемная семья в Москве. Состояние и перспективы", "Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по преодолению социального сиротства и развитию семейных форм воспитания детей, нуждающихся в государственной защите" и др.

Для специалистов муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципалитеты), центров социальной помощи семье и детям проведен цикл обучающих семинаров "Семья - основной фактор профилактики социального сиротства", "Методы и техника взаимодействия с приемной семьей"; "Межведомственное взаимодействие в создании механизма раннего выявления детского неблагополучия и оказания помощи"; разработаны и выпущены методические рекомендации по различным аспектам работы с семьями, имеющими детей и находящимися в трудной жизненной ситуации, семейным формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выпущено распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 09.04.2008 N 18-РЗМ "Об организации взаимодействия органов исполнительной власти по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебных учреждениях".

Подготовлен и принят Закон города Москвы от 26.12.2007 N 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства".

На качественно новом уровне налажена работа со средствами массовой информации. Вышли первые номера газеты "Наш дом", которая информирует горожан о наиболее значимых направлениях семейной политики в городе, рассказывает обо всех интересных событиях в работе центров социальной помощи семье и детям. Осуществляется тесное сотрудничество с программами "Мегаполис", "Мать и дитя" канала НТВ, "День Аиста" канала ТВЦ, газетой "Вечерняя Москва" и другими средствами массовой информации.

Вместе с тем, предпринимаемые меры не приводят пока к существенным изменениям ситуации с социальным неблагополучием в Москве.

В 2007 году из общего числа выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 39% было направлено на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы. Из общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, 2256 детей (66%) отобраны у родителей по причине лишения родительских прав. В предшествующие годы эта цифра была в 2 раза ниже.

Число детей, оставленных матерями (родителями) в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения города Москвы в 2007 году составило 926 человек, а за первое полугодие 2008 года уже 408 детей оказались брошенными своими матерями.

В настоящее время в городе продолжают функционировать 39 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 20 домов ребенка в системе здравоохранения города Москвы, 1 детский дом и 1 дом ребенка в системе Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, 7 домов-интернатов - в системе социальной защиты населения города Москвы. На начало 2008 года в этих учреждениях на воспитании находилось 5608 детей (5860 детей - в 2005 году). Еще более 4 тыс. детей в течение года проходят социальную реабилитацию в 9 социальных приютах для детей и подростков и 4 социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Одной из причин невысокой эффективности профилактики сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия (почти 50% детей, остающихся без попечения родителей - подросткового возраста), отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными матерями группы "риска".

Всего на семейных формах воспитания в городе Москве находится 11808 детей. За весь 2007 год в семьи посторонних граждан и родственников было передано 3312 детей, из них под опеку - 2404, на усыновление российское - 570 и международное - 172 , в приемную семью - 26 и на патронатное воспитание - 120 детей и подростков.

Для стимулирования семейного устройства Правительством города Москвы специально были введены выплаты родителям и пособия на детей, предоставлены различные льготы. В настоящее время размер заработной платы приемного родителя составил 3,5 МРОТ (16300 руб.) в месяц. На содержание детей в приемных семьях предоставляются ежемесячные выплаты из расчета 11 тыс.руб. на одного приемного ребенка, по 13 тыс.руб. - на каждого из двух, по 15 тыс.руб. - на каждого из трех и более. На содержание опекаемых и подопечных детей выплачивается по 10 тыс.руб. Число детей, на которых предоставляются ежемесячные выплаты на содержание ребенка в приемных и опекунских семьях на 1 июля 2008 года составило 8117 чел. Однако за первое полугодие 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года - только 68% детей, оставшихся без попечения родителей, передано на семейные формы воспитания.

Таким образом, несмотря на существующую систему материального стимулирования граждан на создание замещающих семей, число детей, переданных на семейное воспитание, растет крайне медленно. Большие проблемы с семейным устройством возникают для таких групп детей, как дети с ограниченными возможностями, дети из многодетных семей, которых нельзя разделять при передаче в семью, дети подросткового возраста, дети неславянской внешности.

Поэтому для развития семейных форм устройства детей-сирот должны быть приняты комплексные меры, затрагивающие все учреждения социальной сферы города, а показатель передачи детей-сирот в семьи войти в показатель эффективности работы руководителей учреждений и специалистов органов опеки и попечительства.

При формировании городской политики в области защиты прав детей на ближайшие три года главным приоритетом деятельности органов исполнительной власти должна стать именно профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия.

Разработанный Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 годы рассчитан на создание вертикальной и горизонтальной системы объединения усилий различных учреждений социальной сферы города для решения поставленных задач, четкую координацию мероприятий, единых технологий работы и единой документации по защите прав несовершеннолетних.

Для обеспечения социальной стабильности и безопасности детства предполагается введение ювенальных технологий в практику социальных педагогов.

Предусматривается активизация мер по укреплению института семьи через осуществление просветительских и общепрофилактических мероприятий, направленных, в первую очередь, на формирование семейных ценностей, вовлечение гражданского сообщества в обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье.

Важным направлением работы является создание системы комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Мероприятия по комплексному сопровождению таких семей разработаны с учетом специфических механизмов возникновения социального сиротства.

Предусмотрены мероприятия, повышающие уровень социальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделено созданию условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в постинтернатный период.

Раскрываются основные направления работы по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе мероприятия по подготовке и сопровождению семьи, взявшей ребенка на воспитание.

Важным направлением работы является информационно-аналитическая деятельность, предполагающая освещение социальных проблем семьи, детей и молодежи в средствах массовой информации, учет и формирование общественного мнения по вопросам семьи, семейного воспитания и социального сиротства.

Отличительной чертой Комплекса мер является научно-методическое сопровождение системы профилактики социального сиротства, формирование заказа на научные и социологические исследования и разработки. Важным условием реализации Комплекса мер является формирование единого городского заказа на подготовку разных категорий специалистов в рамках единой образовательной концепции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»