6.2.1. Динамика основных показателей градостроительного освоения подземного пространства на период до 2025 года (оптимистическая оценка).
Максимальный вариант реализации Программы предусматривает предельный объем ввода подземных сооружений в 2009-2011 годах на уровне 3,0 млн.кв.м.
В значительной степени возможность реализации этого варианта зависит от темпов строительства и сроков ввода в эксплуатацию крупных многофункциональных комплексов, в составе которых доля подземных сооружений, как правило, не превышает 30%.
Опыт реализации таких проектов в городе Москве в последние годы показывает, что одним из важнейших факторов, влияющих на сроки строительства, является обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой, в первую очередь, энергоснабжением.
В связи с этим при сравнении максимального и единого оптимистического варианта реализации Программы, предусматривающего ввод подземных объектов в объеме 2,55 млн.кв.м с учетом имеющегося и планируемого уровня развития городской инженерной и транспортной инфраструктуры, в целях безусловного выполнения мероприятий Программы в установленные сроки предлагается оптимистический вариант реализации Программы.
Указанный вариант предусматривает ввод объектов Программы, увязанный с развитием инженерной и транспортной инфраструктуры города, и обеспечивает утвержденные градостроительные программы необходимыми объемами подземного строительства.
При оптимистическом варианте реализации Программы одновременно с нарастающим вводом подземных сооружений будет обеспечен задел на последующие годы за счет значительного увеличения количества объектов, по которым в период 2009-2011 годов планируется разработка проектно-сметной документации.
6.2.2. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в Москве по освоению подземного пространства без использования программного метода.
В настоящее время из-за отсутствия инновационной инфраструктуры эффективность планирования в экономике Российской Федерации недостаточно высока, и часто оно заменяется текущим администрированием.
Программой предусматривается создание инновационной среды в городе Москве для отрасли подземного строительства, однако из-за неэффективности инновационного законодательства и слабой системы защиты авторских прав и прав интеллектуальной и промышленной собственности на федеральном уровне, создаваемая локальная инновационная система может оказаться малоэффективной.
Для повышения эффективности в Программе предусматривается ряд мероприятий, базирующихся на положительном зарубежном опыте использования инновационных систем.
6.2.3. Пассивная динамика основных показателей освоения подземного пространства на период до 2025 года (пессимистическая оценка).
Анализ ранее принятых проектных решений показывает, что в большинстве случаев отказ от освоения подземного пространства негативно влияет на формируемую планировочную структуру города.
Сложившаяся в Москве ситуация с градостроительным освоением подземного пространства при строительстве сооружений различного назначения характеризуется следующим образом.
Реализованные проекты и экспериментальные предложения в центральной зоне Москвы характеризуются активным использованием подземного пространства с размещением в нем различных предприятий и учреждений, чаще всего не связанных между собой.
Периферийная зона характеризуется недостаточным использованием подземного пространства и увеличением количества надземных уровней. При этом сооружения подземной инфраструктуры, как правило, являются монофункциональными.
По своему назначению подземные сооружения в черте города распределяются следующим образом. Максимальное распространение получили автомобильные парковки и технические помещения. На втором месте находятся разгрузочные дворы и склады, торговые предприятия (мелкие магазины, реже супермаркеты), предприятия общественного питания. Особое место занимают пешеходные связи с общественным транспортом (в основном метро). Имеются случаи расположения в подземном пространстве зрелищных, социально-бытовых и административных учреждений. В общем случае назначение подземных сооружений определяется их размещением в структуре мегаполиса. В центральной зоне города преобладают, многофункциональные подземные комплексы. По мере удаления от центра и в периферийной зоне строятся преимущественно монофункциональные подземные сооружения (парковки, технические помещения).
Количество подземных уровней в различных зданиях и сооружениях колеблется в пределах от 3 до 10, при этом наибольшее распространение получили сооружения с 1-3 подземными уровнями.
Варианты реализации Программы определены на основании предложений по размещению объектов подземного строительства на 2009-2011 годы, подготовленных ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" при участии Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Москомархитектуры и префектур административных округов, а также с учетом показателей, утвержденных Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и заданий до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010 годов.
Строительство подземных сооружений в объеме 1 млн. 800 тыс.кв.м в период с 2009 по 2011 год по расчетам, выполненным ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", соответствует минимальному варианту реализации Программы и обеспечивает подземными объектами утвержденные городские градостроительные программы.
Вместе с тем при выполнении Программы по минимальному варианту такие важнейшие показатели качества городской среды, как обеспеченность местами организованного хранения автотранспорта и пропускная способность улично-дорожной сети за счет подземного строительства не увеличатся, а напротив, могут уменьшиться.