Недействующий

О Городской программе подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы на период 2009-2011 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 16.08.2012 N 406-ПП)

1.1. Обоснование соответствия целей и решаемых Программой проблем
приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы

1.1.1. Приоритетные задачи социально-экономического развития города Москвы

1.1.1.1. Задача обеспечения качественным жильем.

Рост численности постоянного и временного населения Москвы приводит к потребности в увеличении емкости всех городских подсистем и к росту территории. Площадь города за последние 100 лет увеличилась на 900 км, при этом в городе накапливается дефицит большинства функциональных подсистем.

Численность населения Москвы и области к 2025 году может превысить 25 млн. человек. В настоящее время в Москве проживает свыше 10 млн. человек. Если в ближайшие годы Москва будет строить столько же жилья, как сейчас, то к 2025 году только половина населения города будет обеспечена функциональными подсистемами в объемах, соответствующих европейским стандартам качества.

1.1.1.2. Задача обеспечения инженерными и транспортными сетями.

Дефицит протяженности улично-дорожной сети в городе Москве составляет 250-300 км. По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации быстрее всего количество машин растет в Московской области, ежегодный прирост составляет 12%. В столице этот показатель меньше - всего 4% в год. Количество зарегистрированных автомобилей в Москве составляет в настоящее время более 3,5 млн. Кроме того, из регионов в столицу ежедневно прибывает около 400 тыс. автомобилей. Автопарк Москвы ежегодно увеличивается на 110-120 тыс. автомобилей. При таких темпах прироста автопарка к 2015 году количество автомобилей в Москве может превысить пять миллионов, а к 2025 году десять миллионов автомобилей. При этом автомобили - один из основных загрязнителей воздуха. На их долю приходится более 80% всех вредных выбросов в атмосферу города.

1.1.1.3. Задача обеспечения автостоянками, паркингами, гаражами.

Система организованного хранения обеспечивает местами хранения автотранспорта лишь часть парка автомобилей, принадлежащих населению. Обеспеченность машиноместами для хранения автомобилей постоянного населения составляет до 47% по городу, и количество автомобилей в городе усложняет ситуацию с парковкой. В 2008 году дефицит мест для парковки в столице составляет более двух миллионов.

Городской целевой программой строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 апреля 2008 года N 253-ПП "О Городской целевой программе строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010 годов" (вместе с "Положением о Координационном совете по вопросам гаражного строительства в городе Москве") задача обеспечения населения автостоянками, паркингами, гаражами решается только на 60% из-за дефицита свободной территории, которую можно отвести под этот вид наземного строительства.

Всего в рамках реализаций мероприятий Городской целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе Москве на период 2008-2010 годов в центральной части города планируется построить 5000 машиномест в капитальных гаражах-стоянках для временного хранения автотранспорта.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 8 июня 2006 года N 990-РП "О создании Координационного совета по проблемам градостроительного развития в городе Москве территорий Московского железнодорожного узла, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающих к ним земельных участков", в рамках деятельности указанного Координационного совета ведется работа по согласованию размещения объектов гаражного строительства на 8 участках межпутевых пространств и перекрытий железных дорог ориентировочной общей емкостью на 7200 машиномест.

Исторически сложившаяся радиально-кольцевая схема города и, прежде всего, центральной части, в совокупности с ограничениями, которыми являются плотная историческая застройка, необходимость соблюдения экологических показателей и так далее, накладывают существенные ограничения на возможность решения вопроса разгрузки улично-дорожной сети путем размещения надземных многоэтажных гаражей-стоянок.

В условиях плотной сложившейся застройки центральной части города применение механизированных гаражей-стоянок является порой единственным проектным решением, позволяющим обеспечить установленные нормативы.

В настоящее время существует более 20 различных видов и модификаций механизированных автостоянок отечественного и зарубежного производства, некоторые из которых можно классифицировать как подземные, предназначенные для размещения во внутренних дворах и на участках, прилегающих к домам, с въездом на уровне земли или под землей. Отличительной особенностью данного типа гаражей-стоянок является возможность эксплуатации в зимних условиях без отопления при температуре до -35 градусов.

1.1.1.4. Задача обеспечения спортивными предприятиями и предприятиями соцкультбыта шаговой (пешеходной) доступности.

Несмотря на активное строительство в Москве крупных торговых объектов, плотность торговой сети на одного жителя существенно ниже, чем в крупных зарубежных городах. Не соответствует нормативам обеспеченность населения объектами бытовой и социальной сфер.

Количество предприятий для отдыха, спорта и соцкультбыта шаговой (пешеходной) доступности в городе Москве в десятки раз ниже среднеевропейских показателей. Дефицит этих предприятий будет расти в связи с реконструкцией малоэтажного жилья и соответствующим высотному строительству увеличением числа жителей на данной территории. При этом наблюдается острая нехватка земельных участков для размещения зданий предприятий отдыха, спорта и соцкультбыта шаговой (пешеходной) доступности в Москве.

1.1.2. Обоснование соответствия решаемой проблемы освоения подземного пространства приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы.

Создание благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития Москвы в значительной степени возможно за счет максимального использования градостроительного потенциала подземного пространства, который в настоящее время используется в недостаточной степени.

Размещение под землей складов, хранилищ нефтепродуктов, автомобильных стоянок, кафе, театров, спортивных комплексов, энергетических объектов и транспортных сооружений позволит комплексно использовать подземное пространство, существенно экономить значительные площади ценных земель, уменьшить загазованность и шум на московских улицах.

Комплексное градостроительное освоение подземного пространства создаст необходимые предпосылки для реализации основных положений проекта актуализированного Генерального плана Москвы на период до 2025 года:

- градостроительное освоение наземного и подземного пространства, в том числе наземного - для формирования скверов, садов, бульваров, парков, многофункциональных общественно-парковых зон и подземного - для размещения крупных коммерческих объектов торгового, торгово-развлекательного и иного характера, не требующих естественного освещения;

- размещение в подземном пространстве исторической части города и районов, влияющих на восприятие исторически сложившегося силуэта застройки, крупномасштабных производственных, общественных, инженерных, транспортных сооружений, не соответствующих требованиям охраны историко-культурного наследия;

- градостроительное освоение подземного пространства для формирования развитой системы пешеходных общественных пространств и транспортно-пересадочных коммуникаций городских общественных центров и многофункциональных общественных районов;

- градостроительное освоение подземного пространства для размещения сооружений временного и постоянного хранения автотранспорта при комплексной реконструкции сложившейся жилой застройки;

- градостроительное освоение подземного пространства для размещения производственно-складских и инженерных сооружений при интенсификации использования сохраняемых производственных территорий;

- градостроительное освоение подземного пространства для размещения городских магистралей I и II класса и новых линий скоростного внеуличного общественного транспорта;