Недействующий

О Городской целевой программе "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года" (с изменениями на 12 апреля 2011 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2011 N 583-ПП)

Механизмы развития энергосбережения в жилищной сфере


В целях привлечения энергосервисных компаний к реализации энергосберегающих мероприятий в многоквартирных жилых домах необходимо использовать предусмотренный законодательством города Москвы механизм предоставления государственных гарантий города как способа обеспечения исполнения обязательств энергосервисных компаний при привлечении ими заемных средств на реализацию перфоманс-контрактов в жилищной сфере.

Основными направлениями деятельности органов государственной власти города Москвы по стимулированию применения перфоманс-контрактов являются:

- подготовка методических документов по порядку заключения перфоманс-контрактов;

- проведение широкой рекламной кампании среди населения об экономической выгоде заключения перфоманс-контрактов;

- предоставление государственных гарантий города Москвы как способа обеспечения исполнения обязательств энергосервисных компаний при привлечении ими заемных средств на реализацию перфоманс-контрактов. Создание фондов энергосбережения основной целью которых является предоставление кредитов (длинных денег) или поручительства по кредитам банков для проведения управляющими компаниями, товариществами собственников жилья энергосберегающих мероприятий;

- выступление инициатором включения энергосберегающих мероприятий в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилых помещений в тех случаях, когда город Москва реализует права собственника жилых помещений в многоквартирных домах. Положительный опыт реализации энергосберегающих мероприятий в жилом фонде, находящемся в собственности города Москвы, должен использоваться для пропаганды проведения энергосберегающих мероприятий среди населения.

Энергетические обследования проводятся за счет средств городского бюджета в жилых домах, имеющих наибольшие показатели удельного энергопотребления (например, на 1 м или на 1 проживающего), для этого уполномоченными Правительством Москвы органами власти города Москвы проводится анализ потребления энергоресурсов за предыдущие периоды. На основании проведенных энергетических обследований и паспортизации органы государственной власти города Москвы:

- составляют перечень первоочередных энергосберегающих мероприятий, финансируемых за счет средств городского бюджета в обследованных жилых домах;

- определяют нормативы потребления коммунальных ресурсов в жилых домах для осуществления мониторинга энергопотребления.

Органы государственной власти города Москвы создают систему мониторинга энергопотребления в многоквартирных жилых домах, позволяющую отслеживать фактическое энергопотребление жилых домов в сравнении с данными энергетических паспортов проектов и нормативами потребления коммунальных ресурсов.

В настоящее время причинами низкого уровня энергоэффективности многоквартирных жилых домов являются:

- отсутствие обязанности проверки соответствия эксплуатационных характеристик многоквартирных жилых домов данным энергетических паспортов;

- устаревшие системы отопления, в которых отсутствует автоматическое регулирование на вводе в здание и в квартирах;

- самовольное переустройство гражданами жилых помещений.

Достаточно значимой причиной низкого уровня энергоэффективности многоквартирных жилых домов является то, что более 1,5 млн. приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах вышли за срок межповерочного интервала и имеют класс точности, не соответствующий требованиям действующего законодательства. Применение современных приборов учета позволяет более точно учитывать объем потребленной электрической энергии и стимулирует граждан к снижению энергопотребления.

В целях решения вышеуказанных проблем органы государственной власти города Москвы:

- разрабатывают документы, определяющие порядок взаимодействия управляющих компаний и Государственной жилищной инспекции города Москвы в процессе проверки соответствия эксплуатационных характеристик многоквартирных жилых домов данным энергетических паспортов проектов после истечения 1 года эксплуатации многоквартирного жилого дома с целью привлечения к ответственности строительных организаций в соответствии с заключенными договорами. Указанный механизм позволит повысить ответственность строительных организаций за соблюдение проектной документации, что приведет к повышению реального уровня энергоэффективности строящихся многоквартирных жилых домов;

- организовывают взаимодействие между префектурами административных округов города Москвы и Государственной жилищной инспекцией города Москвы в части предоставления информации для проведения проверок жилых помещений.

Префектуры административных округов города Москвы анализируют информацию об энергопотреблении квартир и многоквартирных жилых домов, предоставляют сведения о квартирах и многоквартирных жилых домах с наибольшим удельным потреблением энергоресурсов в Государственную жилищную инспекцию города Москвы, которая на основании полученной информации проводит проверку квартир на предмет наличия самовольного переустройства жилых помещений.

В настоящее время на территории города Москвы действует Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы (утв. Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года N 52), поэтому следует совместить проведение капитальных ремонтов в многоквартирных жилых домах с осуществлением в них энергосберегающих мероприятий. Увязка планов капитальных ремонтов и реконструкции жилых домов с планами проведения энергосберегающих мероприятий позволит оптимизировать расходование средств бюджета города Москвы на указанные цели за счет устранения дублирования проводимых работ и применения при капитальных ремонтах более энергоэффективного оборудования и материалов.

В 2009-2011 годах при комплексном и выборочном капитальном ремонте жилого фонда, проводимом в соответствии с Городской целевой программой по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы, планируется реализация следующих дополнительных энергосберегающих мероприятий:

- замена одноставочных счетчиков электрической энергии на многотарифные;

- остекление лоджий и балконов;

- установка теплоотражаюших экранов за радиаторами отопления;

- установка устройств плавного пуска в лифтах;

- установка компенсаторов реактивной мощности;

- энергетическое обследование до и после капитального ремонта.

С 2010 года, при принятии решения о дальнейшей реализации дополнительных энергосберегающих мероприятий в рамках Городской целевой программы по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы с соответствующим увеличением финансирования, указанные энергосберегающие мероприятия осуществляются за счет средств Городской целевой программой по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы, а настоящая Программа подлежит корректировке.