Недействующий

О Комплексной целевой среднесрочной программе осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы (с изменениями на 28 декабря 2011 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 27.02.2013 N 111-ПП)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
целевая программа, и оценка сложившейся ситуации


Комплексная целевая среднесрочная Программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы (далее - Программа) построена на основе обобщения и анализа предшествующего опыта Правительства Москвы по взаимодействию с российской диаспорой, накопленного в ходе реализации двух предыдущих программ и во исполнение п.3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по развитию и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом (N Пр-1245 от 09.07.2007).

Настоящая Программа определяет основы деятельности города Москвы - субъекта Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и представляет собой систему принципов и мер, направленных на консолидацию и укрепление "Русского мира" как социокультурного феномена путем подключения потенциала города Москвы к реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. В Программе учитываются экономические, социальные, культурные и иные приоритеты и возможности города Москвы, хозяйствующих субъектов, образовательных, культурных, научно-исследовательских, общественных и информационных организаций, позволяющих эффективно взаимодействовать с российской диаспорой за рубежом.

Программа учитывает важные события, произошедшие в последние годы в сфере поддержки российских соотечественников. Это проведение второго Всемирного конгресса российских соотечественников и принятие федеральной Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 годы, а также состоявшееся объединение Русской Православной церкви, что открывает новые горизонты и возможности консолидации "Русского мира".

Определенный опыт сотрудничества с диаспорой накоплен в субъектах Российской Федерации, прежде всего в Санкт-Петербурге, Татарстане, Московской области и других, что также учитывается в Программе.

В своей деятельности по осуществлению государственной политики в отношении соотечественников за рубежом Правительство Москвы также использует потенциал авторитетных международных организаций. Это - Международный совет российских соотечественников (МСРС) и его коллективные члены - Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС) и Международное педагогическое общество (МПО), которые объединяют в своих рядах более 700 организаций соотечественников, действующих в более чем 80 странах.

Правительство Москвы готово использовать все возможные формы сотрудничества с зарубежной российской диаспорой и ориентируется на различные социальные, культурные и религиозные слои и группы, объединенные понятием "российские соотечественники".

В Программе нашли свое логическое продолжение мероприятия по поддержке соотечественников, проводимые Правительством Москвы и организациями столицы в предшествующий период в рамках Комплексной целевой среднесрочной Программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы и Комплексной целевой среднесрочной Программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы.

Правовую основу действий Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом составляют принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", иные федеральные законы, регулирующие деятельность субъектов Российской Федерации в сфере международных связей, Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Устав города Москвы, Закон города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве", договоры и соглашения Правительства Москвы, постановление Правительства Москвы от 8 января 2002 года N 17-ПП "О создании Межведомственной комиссии по работе с соотечественниками за рубежом", постановление Правительства Москвы от 11 января 2005 года N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве" и другие.

Программа также учитывает правовые принципы, зафиксированные в Указе Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и Программе работы с соотечественниками за рубежом на 2009-2011 годы.

Особое значение в деле осуществления государственной политики Российской Федерации по поддержке соотечественников призваны сыграть готовящиеся правовые акты города Москвы в сфере поддержки соотечественников за рубежом.

Результаты реализации Комплексной целевой среднесрочной Программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы и Комплексной целевой среднесрочной Программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы свидетельствуют о достижении нового качественного уровня в работе Правительства Москвы с соотечественниками за рубежом.

Продолжает развиваться Международный совет российских соотечественников (МСРС), основными задачами которого являются содействие консолидации "Русского мира", сохранение и развитие русского языка и культуры за пределами России, защита гражданских и социально-экономических прав соотечественников. Становление этой организации убедительно доказывает способность российской диаспоры к самоорганизации и внутреннему структурированию. После регистрации (аккредитации) МСРС при международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.) значительно возрастает его роль в деле координации деятельности российской диаспоры, усилению ее влияния в странах проживания, а также во взаимоотношениях с уже существующими международными организациями (ассоциациями греков, китайцев, евреев и др.).

В 2007 году МСРС торжественно отметил свое пятилетие, ознаменованное значительным расширением масштабов и сферы его деятельности. В настоящее время МСРС включает в себя около 700 организаций соотечественников более чем из 80 стран мира.

МСРС активно включился в налаживание экономического сотрудничества внутри российской диаспоры. В 2007 году создана всемирная туристическая сеть "Рустур", призванная аккумулировать потенциал организаций российских соотечественников для налаживания как зарубежного, так и внутрироссийского туризма. Ведутся работы по организации международной сети распространения книг и другой полиграфической продукции на русском языке.

Учитывая постоянно расширяющиеся масштабы деятельности МСРС, Правительство Москвы приняло решение о строительстве гостинично-офисного центра МСРС в Москве на ул.Ходынская. Закладной камень на месте строительства будущего центра был открыт в октябре 2007 года.

Новые задачи в работе МСРС будут обозначены на III конференции Совета в ноябре 2008 года.

Успешно функционирует Государственное учреждение города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом - "Московский Дом соотечественника" (МДС), учредителем которого выступило Правительство Москвы в лице Департамента внешнеэкономических и международных связей. МДС с 2004 года стал организационным центром реализации программ и проектов Правительства Москвы по работе с российской диаспорой, координирующим работу с соотечественниками различных общественных, политических, деловых, научных и других организаций города (общественных объединений, Института стран СНГ и др. некоммерческих организаций).

Важными звеньями во взаимоотношениях с российской диаспорой становятся Дома Москвы в различных странах и городах - Риге (Латвия), Софии (Болгария), Симферополе (Украина), Ереване (Армения). Деятельность этого качественно нового института заняла достойное место в реализации программ и проектов по поддержке соотечественников за рубежом, особенно экономического и культурно-просветительного характера. Дома Москвы, ежегодно проводящие крупные мероприятия для соотечественников за рубежом, включая Дни Москвы, конференции, встречи, литературные вечера, призваны стать одним из значимых инструментов реализации Программы.

Накоплен опыт проведения крупных совместных международных мероприятий МДС и МСРС под эгидой Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Одним из них, широко освещающимся международной и российской прессой, стало проведение в Москве ежегодной церемонии вручения Почетной награды Правительства Москвы и МСРС "Соотечественник года". Лауреатами этой награды стали наши соотечественники, внесшие большой вклад в развитие и пропаганду русского языка и культуры, искусства, спорта, в консолидацию российской диаспоры. Уникальными событиями стали проведенные в городе Москве по инициативе МСРС при поддержке Правительства Москвы и Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом Первый спортивный фестиваль молодых соотечественников в 2006 году и Первый международный фестиваль российских соотечественников "Русская песня" в 2007 году. Эти фестивали стали яркими событиями для их участников, вызвали большой резонанс среди наших соотечественников и широко освещались в российских и зарубежных СМИ. Принято решение проводить эти фестивали на постоянной основе.

Развивается Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС), представляющая в настоящее время более 40 стран мира. Регистрация Ассоциации в качестве международной организации заметно усиливает позиции российской диаспоры в странах проживания, привлекает к реализации программ и проектов Правительства Москвы в этой сфере молодежь - наиболее социально активную, мобильную и перспективную часть "Русского мира". Вторая конференция МАМОРС в 2006 году поставила новые задачи и наметила новые горизонты деятельности молодых российских соотечественников.

Формируется информационный и аналитический потенциал Программы - за прошедшие годы увидели свет такие заслужившие авторитет у наших соотечественников издания, как "Справочник российского соотечественника", "Международный опыт защиты соотечественников", четыре тома "Антологии русского зарубежья", четыре выпуска "Библиотеки русской классики" на электронном носителе, научно-информационные бюллетени по результатам научных исследований актуальных вопросов жизни российской диаспоры и мониторинга положения российских соотечественников в странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, подготовленные Институтом стран СНГ, и другие.

Выполнение мероприятий Программы обусловило необходимость создания новой программы Правительства Москвы по работе с российской диаспорой - Комплексной целевой среднесрочной Программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы. На основе накопленного опыта, а также опыта других субъектов Российской Федерации, использования результатов научно-аналитических исследований при разработке новой Программы скорректированы приоритеты и основные задачи в сфере поддержки российских соотечественников, предложен перечень мероприятий и объем финансирования с разбивкой по годам (2009 год, 2010 год, 2011 год).

Особое внимание в период 2009-2011 годов будет уделено вопросам содействия развитию хозяйствующих субъектов соотечественников, что должно привести к укреплению финансовой базы организаций соотечественников.

Таким образом, Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы, с одной стороны, сохраняет все доказавшие свою эффективность и пользующиеся одобрением соотечественников направления деятельности Правительства Москвы, а с другой стороны - намечает новые.

Однако существуют различные риски, могущие препятствовать успешной реализации Программы. Риски можно разделить на политические, экономические, организационные и прочие.

Одной из целей данной Программы является осуществление государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Вместе с тем компетенцией устанавливать цели, задачи и направление во внешней политике обладает только Правительство Российской Федерации, и город Москва, как ее субъект, обязана только выполнять и реализовывать поставленные цели.

Ежегодно в адрес Правительства Москвы приходит много заявок от организаций российских соотечественников со всего мира на суммы в несколько раз превышающие выделенные лимиты. Естественно удовлетворить все поступающие заявки не представляется возможным. Так за 2007 год поступило заявок на 2008 год на сумму более полутора млрд.рублей, при этом выделенный лимит составил 233 млн.рублей.

Также в связи с постоянным изменением законодательства и требований, предъявляемых к бюджетным средствам, включая обязанность соблюдения законодательства о размещении заказов, существуют риски по своевременному и полному осуществлению всех запланированных расходов и мероприятий.