По результатам реализации ГЦП "Электронная Москва" за последние годы, в части решения задач информатизации и автоматизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и административного управления территорией города Москвы на сегодняшний день создан ряд функционирующих и развивающихся автоматизированных систем.
Эти системы направлены на повышение качества обеспечения безопасности населения, уровня эффективности реагирования на аварийные ситуации в области ЖКХ, а также контроль и учет потребления энергоресурсов, в целях повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг в городе в целом.
В рамках реформирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства проведены работы по установке в жилищном фонде общедомовых приборов учета горячего водоснабжения (ГВС), холодного водоснабжения (ХВС) и др. устройств. В настоящее время установлено 25 тыс. общедомовых приборов учета. Планируется установка 1 млн. 200 тыс. индивидуальных приборов учета, из них в 2007 году 190 тыс. Успешно функционирует в 8 из 10 административных округов Москвы Система расчета и учета коммунальных платежей (АСУ ЕИРЦ), ежемесячно выпускающая 3 млн. платежных документов. До конца 2007 года единым программным обеспечением АСУ "ЕИРЦ" будут оснащены все ЕИРЦ, вошедшие в состав ГУ ИС округов.
Кроме того, в городе создана и действует уже длительное время система объединенных диспетчерских служб (ОДС, 1116 ОДС на сегодняшний день), предназначенная для мониторинга состояния инженерного оборудования зданий и сооружений, в том числе лифтового оборудования и критических параметров энергоресурсов.
Вместе с тем в ходе развития вышеуказанных систем был выявлен и ряд проблем.
В частности, отсутствие в 2000-2005 годах единой политики в выборе технического решения систем телевизионного наблюдения в жилищном секторе привело к наличию разнородных систем, в том числе ряда морально устаревших, не всегда увязанных между собой и построенных на различной технической базе. Это, в свою очередь, привело к сложностям в эксплуатации и техническом обслуживании систем, что сказывалось на качестве и стоимости этих работ.
В связи с массовой установкой приборов учета и переходом на расчеты по факту потребления возникает проблема своевременной передачи верифицированных показаний приборов для формирования платежных документов, причем без существенного увеличения нагрузки на штатных операторов ГУ ИС. В настоящее время только 5 тыс. приборов общедомового учета ресурсов подключено к автоматизированным системам снятия показаний, прошедшим метрологическую сертификацию.
Существующая система ОДС является устаревшей морально, а зачастую и технически, более 500 ОДС отработали срок эксплуатации и требуют реконструкции. Многие ОДС по количеству контролируемых параметров не соответствуют требованиям сегодняшнего дня и нуждаются в модернизации. Сегодня уровень технической оснащенности, сложившийся функциональный состав, а также обособленность от других информационных систем ЖКХ объединенных диспетчерских служб окружного и районных уровней города не позволяет оперативно использовать актуальную информацию из других систем. Такое положение вещей качественно ухудшает предоставление жителям города всего комплекса жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, существует ряд важных, не до конца решенных задач, а именно:
1. Получение объективной и независимой от субъектов городского хозяйства информации для принятия эффективных управленческих решений, направленных на сокращение времени при устранении последствий чрезвычайных ситуаций, а также их раннее предупреждение.
2. Контроль использования бюджетных средств.
3. Сокращение расходов на деятельность городского хозяйства за счет оптимизации путей следования специальной техники к местам проведения работ.
4. Автоматизация процессов контроля и управления городским хозяйством за счет создания единой системы диспетчеризации, включающей в себя визуальный контроль (с помощью технических средств) за уборочной и аварийной техникой и телеметрический контроль инженерных систем обеспечения объектов городского хозяйства всеми видами ресурсов.
5. Повышение качества и оперативности реагирования на обращения жителей.
6. Повышение уровня информированности жителей по теме ЖКХ.
Сегодня стало совершенно очевидно, что в дальнейшем без взаимного обмена данными узконаправленные системы будут либо все более дублировать информационные ресурсы и функции друг друга, либо станут функционально неполными, и не смогут в полной мере отразить картину, происходящую в жилищном фонде даже в границах их назначения. Дальнейшее создание и развитие узконаправленных систем в секторе ЖКХ будет только усугублять проблему взаимосвязи и избыточности. Задачи интеграции систем в единую автоматизированную систему управления, построение единой среды передачи данных, контроль принятия управленческих решений, принятых по результатам получения информации от существующих информационных систем остаются нерешенными. Открытым остается и вопрос о создании специализированных структур - операторов данной интегрированной системы.