Система территориального страхового фонда документации города Москвы (далее - ТСФД города Москвы) является составной частью единого комплекса городского хозяйства.
Главная задача системы ТСФД города Москвы - создание страховых копий подлинных документов (микрофильмов, электронных носителей информации), необходимых для обеспечения выполнения мобилизационных заданий и устойчивого функционирования экономики города Москвы, сохранения ее научно-технического и производственного потенциалов, историко-культурного наследия в условиях военного и чрезвычайных ситуаций мирного времени, для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для восстановления объектов или отдельных сооружений в случае их разрушений (повреждений).
Для решения этой задачи в городе Москве создана и функционирует система территориального страхового фонда документации. Сформированы и работают органы управления системы ТСФД города Москвы и видов СФД. Созданы производственно-технологические объекты: техническая лаборатория - в Головной службе ТСФД города Москвы; комплексная специальная лаборатория - в Управлении по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы; центр репрографии и реставрации архивных документов - в Главном архивном управлении города Москвы.
Мероприятия по планированию и контролю за ходом проводимых работ по созданию, сохранению и использованию ТСФД города Москвы осуществляются Межведомственным координационным советом по ТСФД города Москвы, Вторым управлением Правительства Москвы, Головными организациями видов страхового фонда документации и Государственным унитарным предприятием "Московский научно-технический центр "Регион" при Правительстве Москвы, выполняющим функции Головной службы территориального страхового фонда документации города Москвы.
Разработаны, утверждены и введены в действие основные нормативные правовые акты: положение о системе территориального страхового фонда документации города Москвы; типовые положения о службе (группе) страхового фонда документации в органах исполнительной власти города Москвы и на объектах городского хозяйства и другие документы, регламентирующие порядок создания, сохранения и использования ТСФД.
Определен предварительный объем документации, подлежащей микрофильмированию, который составляет более 40 млн. листов, приведенных к формату А4.
Работы по микрофильмированию документации начаты в 2000 году.
В 2005 году постановлением Правительства Москвы от 14 июня 2005 года N 427-ПП утверждена целевая комплексная программа развития и повышения эффективности функционирования системы территориального страхового фонда документации города Москвы на 2005-2008 годы.
За период 2000-2005 годов и в ходе реализации целевой комплексной программы изготовлены и заложены на хранение страховые документы на военную продукцию, проектную документацию и документацию, являющуюся научным, культурным и историческим достоянием объемом свыше 1 млн. 500 тыс. листов, приведенных к формату А4. Изготовлено свыше 500 страховых копий документов аварийных комплектов документации, замикрофильмировано свыше 7 млн. кадров особо ценных и уникальных документов архивного фонда.
Осваиваются новые интегрированные технологии изготовления страховых документов, в том числе с документов, выполненных в электронном виде, а также с документов, содержащих цветные изображения, что позволяет расширить спектр страхуемой документации.
Активизирована работа по нормативному и методическому обеспечению функционирования системы ТСФД.
Наряду с положительными результатами в деятельности системы ТСФД города Москвы имеются вопросы, требующие решения.
Функционирование системы ТСФД на законодательном уровне не обеспечено. Взаимоотношения юридических и физических лиц по поставке документации на микрофильмирование не регламентированы. Ряд положений нормативных правовых актов, принятых Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы, требуют уточнения. Существующий механизм компенсации затрат организаций на подготовку и поставку документации для микрофильмирования не работает.
Дальнейшее развитие системы ТСФД города Москвы связано с совершенствованием материально-технической базы. Часть применяемых в настоящее время технических средств устарела и выработала установленный ресурс. Возникает необходимость освоения в специальных лабораториях новых интегрированных технологий, особенно по изготовлению микрофильмов с документов, выполненных в электронном виде, и содержащих цветные изображения. Нерешенным остается вопрос оснащения Головных организаций видов СФД техническими средствами по использованию СФД (читальные и читально-копировальные аппараты), а также технологическим оборудованием для подготовки документов к микрофильмированию в электронном виде.
Развитию системы ТСФД города Москвы будет способствовать проведение мероприятий по совершенствованию системы управления территориальным страховым фондом документации. В 2009-2011 годах предстоит оснащение системы ТСФД города Москвы информационно-поисковой аналитической системой управления ТСФД города Москвы.
Важнейшей задачей совершенствования системы управления ТСФД города Москвы является повышение устойчивости ее функционирования в условиях военного и чрезвычайных ситуаций мирного времени, для чего необходимо создать пункты управления системой, отработать технологии передачи информации по телекоммуникационным каналам и др.
Наиболее острым является вопрос обеспечения хранения ТСФД. В настоящее время хранение ТСФД осуществляется в федеральной технической лаборатории, ведутся работы по оборудованию временного хранилища основного ТСФД с объемом хранения 10 млн. листов, приведенных к формату А4.
Наполнение этого хранилища ожидается в 2012-2015 годах, после чего возникнут трудности в обеспечении сохранности ТСФД. Основной страховой фонд аварийных комплектов документации хранится в специальном хранилище комплексной лаборатории службы страхового фонда документации чрезвычайных ситуаций Управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, микрофиши оперативного использования - при органах повседневного управления Главного управления МЧС России по городу Москве. Страховой фонд документации научного, культурного и исторического наследия хранится во временном хранилище Главного архивного управления города Москвы. Это требует решения проблемы обеспечения надежного хранения ТСФД города Москвы.
Применение программно-целевого метода для решения проблем дальнейшего развития системы ТСФД города Москвы позволяет осуществлять среднесрочное планирование в виде программы с указанием перечня задач и мероприятий, взаимно увязанных по средствам и исполнителям. При этом обеспечивается выделение бюджетных средств на выполнение запланированных мероприятий, сосредоточение сил и средств для решения важнейших задач как системы ТСФД в целом, так и видов страховых фондов, исключается дублирование мероприятий различными ведомствами, достигается разумное сочетание централизации и децентрализации управления в системе ТСФД.
Ежегодное планирование развития и функционирования системы ТСФД с использованием программно-целевого метода предоставляет возможность реагировать на изменения внутренней среды, более детальной проработки мероприятий с учетом возникающих текущих проблем.
Выполнение программных мероприятий может способствовать увеличению количества рабочих мест. Отдельные рабочие места могут занимать инвалиды.
При решении проблем развития системы ТСФД города Москвы на ход реализации целевой программы могут оказать влияние внешние и внутренние риски. Влияние внешних рисков рассмотрено в разделе 7 целевой программы "Оценка внешних факторов, которые могут влиять на достижение поставленных целей".
Возникновение внутренних рисков связано с возможными появлениями финансовых проблем, состоянием системы ТСФД города Москвы. Финансовые проблемы могут возникнуть при инфляции, росте цен на оборудование и материалы, сокращении финансирования запланированных мероприятий.
К числу причин возникновения рисков, влияющих на состояние системы ТСФД города Москвы, можно отнести недостаток квалифицированных специалистов, отсутствие системы сервисного обслуживания и ремонта технологического оборудования, сложность освоения и внедрения новых технологий, ошибки планирования, состояние технических средств охраны, сигнализации и противопожарных мероприятий технологических объектов.