Недействующий

Об утверждении Концепции Городской целевой программы "Электронная Москва (2009-2011 годы)" (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 02.04.2013 N 198-ПП)

5. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере электронного развития

При реализации ГЦП "Электронная Москва" создана основа широкомасштабного использования ИКТ для развития города. Растет оснащение органов власти и бюджетных организаций средствами информационно-коммуникационных технологий и профильными информационными системами. ИКТ становятся важным инструментом профессиональной деятельности и повседневной жизни москвичей.

Вместе с тем, не решены в полном объеме следующие проблемные вопросы:

1. По номенклатуре, качеству и реальному использованию услуг, предоставляемых органами власти и организациями города в электронной форме, показатели Москвы пока не достигли уровня развитых стран, где предоставление таких услуг рассматривается как одно из важнейших направлений развития информационного общества. При этом в городе наблюдается интенсивный рост спроса на услуги в электронной форме (по данным мониторинга, около 40% всех московских предприятий и не менее 25% горожан - пользователей Интернета готовы воспользоваться электронными услугами органов государственной власти Москвы и городских организаций при наличии такого предложения).

2. В Москве наиболее остро в рамках проводимой административной реформы стоят вопросы обеспечения нового качества государственных услуг, в том числе за счет максимальной автоматизации всех процессов, сопутствующих их оказанию. По номенклатуре услуг, предоставляемых городскими органами власти и организациями в режиме "Одного окна", показатели Москвы пока не достигли требуемого уровня. В настоящее время автоматизирована выдача 16 типов документов из 165 - то есть примерно 10%, обеспечена автоматизированная обработка порядка 60% всех заявок.

3. Остается недостаточным уровень интеграции существующих и создаваемых систем городского управления, в городе до конца не решены вопросы создания общегородского комплекса стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т.п., позволяющих обеспечить согласованное функционирование этих систем. В этой связи необходимо завершение создания Метасистемы "Электронная Москва", основой которой являются: система электронного взаимодействия и система общегородских классификаторов и справочников.

4. По показателям доступа предприятий бизнес-сектора к информационно-коммуникационным технологиям Москва практически не уступает средним показателям Европейского Союза (ЕС), несколько отставая только по показателям доступа к Интернету. В сфере ответственности государства ситуация иная - уровень доступа к информационно-коммуникационным технологиям организаций социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) существенно ниже, чем показатели аналогичных организаций в ЕС. Так, например, в московских школах весной 2006 года приходилось 22 ученика на один компьютер, в 2007 году - 19 учеников, и только к 2010 году планируется обеспечить оснащенность на уровне стран ЕС - в среднем 9 учеников. Ситуация усугубляется тем, что компьютерной техникой и информационными системами обеспечивались в первую очередь управляющие структуры, информатизация осуществлялась путем создания АИС для органов власти и управления в ущерб информатизации деятельности по оказанию услуг населению и бизнесу.

5. С указанными причинами связано, но целиком не сводится к ним, существенное (иногда на порядок) отставание от стран ЕС по показателям реального использования ИКТ при оказании услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры города Москвы.

Даже при наличии достаточно развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры, уровень интеграции информационных технологий в производственные процессы в организациях социальной сферы города остается низким. Несмотря на то, что практически все московские школы подключены к Интернету и оснащены компьютерными классами, менее 20% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 25% учителей используют Интернет на занятиях со своими учениками по сравнению, соответственно, с 68% и 53% учителей в среднем по ЕС. Врачи московских лечебнопрофилактических учреждений (ЛПУ) на порядок реже, чем их коллеги в странах ЕС, используют ИКТ в своей профессиональной деятельности.

6. Несмотря на заметный рост уровня информационной грамотности взрослого населения Москвы, этот уровень все еще остается низким и в два раза уступает уровню информационной грамотности населения США. При этом совершенно недостаточно развита в Москве система обучения взрослого населения использованию компьютера и Интернета, а также система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности - доля населения и профессиональных групп, получивших такую подготовку значительно ниже, чем в странах ЕС. Несмотря на создание более 200 центров общественного доступа к социально значимой информации, задача повышения информационной грамотности решена не в полной мере.

Без использования программно-целевого метода для разрешения описанных проблем можно ожидать консервации положения дел, когда потребители услуг социальной сферы и органы власти не видят ощутимых и понятных результатов вложений в электронное развитие города, что также может привести к дискредитации работ, проводимых в рамках ГЦП "Электронная Москва".