Транспортная система страны является одним из ведущих потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). При этом автомобильный транспорт является основным потребителем (свыше 65%) наиболее дефицитных и ценных видов ТЭР - светлых нефтепродуктов.
Применительно к автосервису к ресурсам относят вспомогательные средства, являющиеся составной частью затрат транспортного процесса и технологического процесса ТО и ТР автомобиля. По данным ЕЭК ООН косвенное потребление энергии составляет 20-25% от общего потребления энергии. Таким образом, к основному потреблению энергии, заключающемуся в расходе моторного топлива и смазочных материалов обслуживаемого подвижного состава, добавляется еще четверть ресурсов, необходимых для обеспечения на заданном уровне технического состояния подвижного состава. Это наглядно иллюстрирует анализ затрат на ресурсы в крупном автотранспортном предприятии (приложение 1, рис.11). Выполнение ТО и ремонта требует запасных частей и оборудования, при помощи которого выполняются эти работы, при этом потребляются различные виды ресурсов (электроэнергия, вода, сжатый воздух и т.п.). В помещениях, в которых выполняются данные технологические процессы, расходуются ресурсы тепла, электроэнергии.
Практически на все виды перечисленных выше классов и видов ресурсов разработаны или должны быть созданы соответствующие нормативы. Расход тепла или электроэнергии для производственной деятельности предприятия инфраструктуры технического сервиса, затраты труда ремонтного рабочего, количество и время замены эксплуатационных материалов, аккумуляторов и шин. Все эти и много других показателей имеют свои нормативы. Для определения и учета реального фактического состояния величин потребления ресурсов в предприятиях автосервиса и управляющих ими организациях должны быть созданы подразделения, реализующие различные системы учета. Но в любом случае должно реализовываться условие - расчетный норматив () должен быть равным или большим расхода ресурса ():
Если это условие не выполняется, необходимо решение следующей задачи ресурсосбережения, состоящей в анализе и оперативном устранении причин повышения норматива.
Этот принцип применяется для управления расхода многих ресурсов - топлив, шин, эксплуатационных материалов, электроэнергии, тепла, воды.
Вместе с тем, новые условия хозяйствования, стимулирующие максимальное снижение расходования ресурсов, побудили развитие прямых способов снижения расходования ресурсов.
Сюда следует отнести и внедрение разветвленной сети счетчиков горячей и холодной воды, позволяющей выявлять "узкие" места и снижать выплаты относительно нормативных значений. Использование альтернативных видов топлив позволяет снижать, при определенных условиях, потребление нефтяных топлив.
В числе задач стоит внедрение ресурсосберегающих технологий для дополнительного экономического эффекта.
Методы сбережения основных ресурсов представлены в приложении 1, рис.12.