Основополагающей программой развития столичного здравоохранения в 2006-2007 годах являлась Городская целевая программа развития здравоохранения "Столичное здравоохранение", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 7 марта 2006 года N 157-ПП.
Реализация программы обеспечила решение главной задачи городского здравоохранения - безусловное выполнение государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи.
Мероприятия, предусмотренные программой, позволили осуществлять бесперебойное функционирование городских лечебно-профилактических учреждений, проводить планомерную работу по совершенствованию медицинской помощи всем категориям больных, обеспечить лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения декретированные группы населения, укрепить материально-техническую базу отрасли, ее кадровый потенциал.
В результате выполнения комплекса мероприятий программы достигнуты определенные положительные сдвиги в состоянии здоровья населения Москвы.
Улучшение социально-экономических условий жизни москвичей, эффективная деятельность органов здравоохранения и служб, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, во многом обусловили благоприятные изменения медико-демографической ситуации в городе.
В городе Москве в 2006 году родилось 94271 человек, что на 2083 человека больше в сравнении с предыдущим годом (92188 человек). Показатель рождаемости в 2006 году составил 9,0 на 1000 населения. Это меньше, чем средний уровень рождаемости по Российской Федерации, но с 2000 года в городе Москве наблюдается прирост рождаемости на 23,3%.
В 2006 году число умерших жителей города Москвы составило 127278 человек. Показатель общей смертности москвичей составил 12,2 на 1000 населения. За период с 1994 года по настоящее время в Москве наблюдается устойчивая тенденция уменьшения уровня смертности. При этом с 2000 года величина показателя общей смертности москвичей имеет существенно меньшее значение по сравнению с аналогичным показателем по Российской Федерации в целом.
Согласно многолетним данным прогнозируется сохранение разницы в уровнях смертности населения Москвы и Российской Федерации в целом на уровне не менее 2,0 на 1000 населения.
Наблюдаемые в последние годы прирост рождаемости и уменьшение смертности обусловили благоприятную тенденцию уменьшения коэффициента естественной убыли населения Москвы. Снижение показателя общей смертности населения Москвы является следствием уменьшения числа случаев смерти как среди мужчин, так и среди женщин во всех возрастных группах населения - дети, подростки и взрослые.
Основными причинами смертности населения Москвы по-прежнему являются: болезни системы кровообращения (56,2%), злокачественные новообразования (18,5%), травмы и несчастные случаи (7,8%). На долю всех остальных причин приходится 17,5%.
В 2006-2007 годах в городе Москве, как и в среднем по Российской Федерации, продолжилась благоприятная тенденция уменьшения показателя младенческой смертности.
Анализ многолетних данных свидетельствует об уменьшении в Москве с 1994 года уровня смертности детей в возрасте до 1 года в 1,95 раза. В 2006 году в городе Москве умерло 736 детей в возрасте до 1 года (в 2005 году - 826 детей). По сравнению с предыдущим годом показатель младенческой смертности уменьшился с 9,0 до 7,9 на 1000 родившихся живыми.
Отмечается устойчивый рост числа беременных, наблюдающихся в женских консультациях. В 2005 году в женских консультациях наблюдалось 78270 беременных, в 2006 году - 84326.
Снижается количество беременных, у которых произошло прерывание беременности в сроке 22-27 недель, что указывает на улучшение качества наблюдения и лечения беременных (по сравнению с 2001 годом - в 1,8 раза).
Активная информационно-просветительская работа окружных центров планирования семьи и репродукции привела к снижению числа медицинских абортов.
Улучшение показателя здоровья новорожденных связано с состоянием здоровья будущих матерей, здоровьем беременных женщин, течением родов, с социальными условиями жизни в городе, с совершенствованием подходов и методик по определению уровня здоровья новорожденных.
Показатель перинатальной смертности в 2006 году составил 8,8 на 1000 родившихся (в 2005 году - 9,0). Показатель ранней неонатальной смертности в учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы в 2006 году уменьшился до 2,1 (2,3 - в 2005 году). С учетом умерших в возрасте от 0 до 6 суток из числа переведенных в педиатрические стационары, ранняя неонатальная смертность в учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы в 2006 году также уменьшилась и составила 2,5 (в 2005 году - 2,8).
На фоне повышения рождаемости абсолютное число умерших в акушерских стационарах Департамента здравоохранения города Москвы в раннем неонатальном периоде снизилось до 200 (в 2005 году - 213).
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что мероприятия, проводимые Департаментом здравоохранения города Москвы по предотвращению перинатальной и неонатальной смертности в условиях стабилизации рождаемости, а также реализация соответствующих пунктов программы Правительства Москвы "Здоровье детей" на 2002-2005 годы оказались высокоэффективными.
В течение 2006 года продолжалась работа по иммунопрофилактике детских инфекционных заболеваний среди детей всех возрастных групп, что позволило снизить общий показатель инфекционной заболеваемости.
Специалистами лечебно-профилактических учреждений проведена значительная работа по проведению дополнительной иммунизации в рамках приоритетного национального проекта.
Во исполнение Городской целевой программы развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" на 2006-2007 годы осуществляется целевая диспансеризация населения по 7 направлениям: диспансеризация детей и подростков, раннее выявление туберкулеза, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний молочной железы и шейки матки у женщин, заболеваний предстательной железы у мужчин. Проведение диспансеризации является реальным путем профилактики, ранней диагностики и лечения патологических отклонений и заболеваний.
В 2006 году осуществлены меры по оптимизации профилактического и медицинского обеспечения учащихся. Реализуется специальный раздел городской целевой программы развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" - "Медицина в школе". За детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, устанавливается диспансерное наблюдение. Разработан и внедряется персонализированный "Паспорт здоровья школьника".
Большое внимание уделялось медицинскому обеспечению инвалидов и ветеранов. Во всех поликлиниках города создан регистр ветеранов войн, им обеспечен внеочередной прием. В 2006 году специалистами ЛПУ осмотрено 98,6% участников и 99,4% инвалидов войны. В 2006 году на стационарное лечение направлено 11613 участников войн, что составило 93,5% от числа нуждавшихся, и 6324 инвалида войны - 93,9% от числа нуждавшихся. Санаторно-курортное лечение получили 3824 инвалида и 7713 участников войн.
Все инвалиды обеспечены необходимыми для лечения лекарственными препаратами. Для улучшения лекарственного обеспечения ветеранов войн во всех аптечных пунктах городских поликлиник создан резерв необходимых медикаментов по представлениям городских поликлиник.
Достигнуто улучшение показателей работы стационарной сети Департамента. Несмотря на некоторое снижение с 2002 года показателя обеспеченности койками населения города, число пролеченных пациентов в 2006 году по сравнению с 2002 годом увеличилось на 119646 человек, что стало возможным благодаря снижению средней длительности пребывания больного на койке с 16,7 в 2002 году до 15,7 в 2006 году и увеличению оборота койки с 17,8 в 2002 году до 19,8 в 2006 году. Показатель летальности уменьшился с 3,3 в 2002-2003 годах до 3,1 в 2006 году.
Представленные данные свидетельствуют о повышении эффективности использования коечного фонда городского здравоохранения.
Продолжена работа по внедрению внебольничных форм организации медицинской помощи за счет расширения сети дневных стационаров. Так, в 2006-2007 годах в 63 ЛПУ открыты терапевтические дневные стационары, число мест в которых постоянно растет, как и число пролеченных больных.