Концепция программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы на период до 2020 года. Целью Концепции является максимально эффективное использование территорий сложившейся жилой застройки в интересах жителей города Москвы путем их комплексного развития с учетом градостроительных потенциалов данных территорий для улучшения жилищных условий, создания благоприятной и комфортной среды обитания, повышения уровня и качества жизни населения города Москвы.
Москомархитектурой совместно с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы проанализирован градостроительный и экономический потенциал территорий города для комплексной реконструкции в рамках реализации Среднесрочной программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2007 годы, в которых сосредоточена основная масса жилых домов первого периода индустриального домостроения. В работу включено 223 территории, на которых размещены жилые здания 50-60-х годов постройки преимущественно несносимых серий. Из них по 59 территориям разработаны и утверждены проекты планировки. По 94 территориям продолжается разработка, согласование и утверждение предпроектной документации с последующей реализацией проектов за счет средств бюджета города Москвы или инвесторов, отобранных на основе конкурсных торгов.
По результатам разработки проектов планировки и утверждения градостроительной документации по 14 территориям проведены открытые аукционы на осуществление строительными организациями функций инвестора по объектам комплексной реконструкции сложившейся застройки. Общая площадь указанных территорий составила 464 га, с объемом сносимого жилищного фонда около 560 тыс.кв.м и нового строительства жилья в объемах 1500 тыс.кв.м с объектами социальной и инженерной инфраструктуры. По результатам реализации проектов в бюджет города поступит около 7,3 млрд.рублей при затратах бюджетных средств на подготовку градостроительной документации всей программы с начала ее реализации 604 млн.рублей, и на строительство объектов инженерной инфраструктуры 371 млн.рублей.
Общая площадь жилищного фонда, задействованного в комплексной реконструкции, составляет более 11,5 млн.кв.м.
Положения данной Концепции учитывают произошедшие изменения в социальной политике (утверждены национальные проекты обеспечения населения доступным жильем, совершенствования системы образования), в законодательстве Российской Федерации и города Москвы (приняты новые Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, распорядительные документы в отношении организации конкурсной процедуры размещения госзаказа, запрета строительства "точечных" объектов, инженерного обеспечения реконструкции, контроля реализации инвестиционных проектов и др.).
Изменения законодательства в градостроительной и жилищной сферах требуют новых подходов и к решению проблем капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда, в том числе и проблемы участия собственников в финансировании данных работ (ежегодное Послание Президента Российской Федерации). В настоящее время постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года N 1032-ПП "О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "Ответственным собственникам отремонтированный дом" на 2008-2014 годы" утверждена целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы. Объектами указанной программы являются жилые дома, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
Анализ градостроительного и экономического потенциала комплексной реконструкции 320 территорий кварталов и микрорайонов из 500, намеченных в рамках реализации Среднесрочной программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений, а также реорганизации территорий сложившейся застройки города Москвы на 2004-2007 годы, в которых сосредоточена основная масса жилых домов первого периода индустриального домостроения показал нецелесообразность сноса только домов несносимых серий при наличии на территориях домов с высокой степенью износа.
На основании полученных результатов в рамках дальнейшей реализации программных мероприятий на 2008-2010 годы предполагается проработка 120 территорий кварталов с общим объемом финансирования 1525,0 млн. рублей за счет средств бюджета города Москвы.
Финансирование Программы реновации территорий сложившейся жилой застройки города Москвы на 2008-2010 годы (далее - Программа) будет осуществляться в части ответственности бюджета в пределах лимитов, выделенных главным распорядителям.
В настоящей Концепции и далее в Программе предусмотрено, что решения о развитии застроенных территорий принимаются в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В Программе необходимо предусмотреть подготовку критериев обоснования проектного решения о сносе жилых домов и новом строительстве при подготовке проектов планировки застроенной территории:
- наличие жилых зданий, подлежащих сносу в соответствии с законодательством;
- согласие собственников жилых и нежилых помещений на снос зданий при предоставлении равноценных жилых и нежилых помещений, либо компенсации с учетом соблюдения прав собственников;
- экономическая оценка затрат на капитальный ремонт жилого здания и новое строительство с переселением жителей в соответствии с действующим законодательством;
- наличие участков под строительство стартовых жилых домов для переселения жителей при новом строительстве и капитальном ремонте жилых зданий.
При этом дома, включенные в адресные перечни на капитальный ремонт за счет средств бюджета города Москвы по Программе капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, не должны включаться в списки сносимых. Поэтому при комплексном обследовании конкретной территории в рамках реализации Программы будут рассматриваться все дома на предмет их отнесения к сносимым или подлежащим капитальному ремонту совместно с городскими организациями, в компетенцию которых входит решение этого вопроса.
Программа должна быть разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития территорий административных округов города Москвы.