Действующий

О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"

1.11. Судебная система


В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Уставом города Москвы Думой был принят Закон города Москвы от 13 февраля 2002 года N 10 "Об Уставном суде города Москвы". В нем определены порядок формирования и деятельности Уставного суда, а также его статус как судебного органа уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства. Однако до настоящего времени нормы Закона не были реализованы - Уставный суд города Москвы не сформирован и не действует.

Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве" позволил передать мировым судьям преимущественно административные, гражданские дела и часть уголовных дел, в которых к подсудимым могут быть применены санкции до двух лет лишения свободы. Закон также урегулировал отношения в сфере организационно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей города.

Закон неоднократно приводился в соответствие с изменявшимся федеральным законодательством.

Так, Законом города Москвы от 19 февраля 2003 года N 10 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве" уточнены процедура назначения мировых судей и порядок вручения им служебных удостоверений.

Закон города Москвы от 8 декабря 2004 года N 81 "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Закона города Москвы от 31 мая 2000 года N 15 "О мировых судьях в городе Москве" исключил норму о возможности установления дополнительных гарантий материального обеспечения и социальной защиты мировых судей, так как обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для них, отнесено к расходным обязательствам Российской Федерации.

Принятый Думой Закон города Москвы от 6 июня 2001 года N 24 "О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве" положил начало созданию судебных участков в столице, однако в связи с изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве, он утратил силу.

В настоящее время в столице действует Закон города Москвы от 15 октября 2003 года N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей города Москвы", в котором установлены наименования и границы 384 судебных участков в городе Москве.

Московская городская Дума 6 сентября 2006 года приняла постановление N 237 о внесении законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением об увеличении общего числа мировых судей и количества судебных участков в городе Москве до 429. Этот законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

Право субъекта Российской Федерации назначать представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" реализуется Законом города Москвы от 15 мая 2002 года N 22 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы", который определил требования к указанным лицам, порядок их назначения и основания для досрочного прекращения ими своих полномочий.

В соответствии с изменениями федерального законодательства Закон города Москвы от 24 сентября 2003 года N 56 "О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 15 мая 2002 года N 22 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы" конкретизировал перечень требований, предъявляемых к представителям общественности, назначаемым в квалификационную коллегию судей. Для уточнения некоторых положений был принят Закон города Москвы от 1 июня 2005 года N 20 "О внесении изменений в статью 3 Закона города Москвы от 15 мая 2002 года N 22 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы", в котором, в частности, установлен срок для публикации нового сообщения о сроках и порядке внесения предложений по кандидатам на назначение представителями общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы - 15 дней со дня окончания срока приема документов претендентов.

Законом города Москвы от 13 июня 2007 года N 18 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 мая 2002 года N 22 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей города Москвы" введена норма, в соответствии с которой представители общественности в квалификационной коллегии судей города Москвы информируют депутатов Думы о своей работе. Кроме того, название действующего Закона изложено в новой редакции - "О представителях общественности в квалификационной коллегии судей города Москвы".

Эти изменения связаны с тем, что одним из принципов деятельности органов судейского сообщества является гласность. В действующем законодательстве о суде и судопроизводстве гласность связывается с открытостью рассмотрения судебных дел. Основной задачей органов судейского сообщества является не рассмотрение конкретных судебных дел, а содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства. Опыт работы коллегий с участием представителей общественности вполне себя оправдал. Не будучи связаны корпоративными интересами членов судейского сообщества, представители общественности привносят в работу коллегии свой профессиональный и жизненный опыт, руководствуются в суждениях совестью и правосознанием.

Получая информацию о работе представителей общественности, депутаты могут использовать ее в законотворческой деятельности, вносить актуальные поправки в целях совершенствования деятельности органов судейского сообщества.