В качестве критериев оценки сценариев принята возможность достижения основных задач Программы, в том числе показателей снижения шума.
Система стандартов безопасности труда (шум) ГОСТ 12.1.036-81 предусматривает допустимые уровни звукового давления и эквивалентные уровни звука в дБА в жилых зданиях:
- днем не должны превышать 40 дБА;
- ночью не должны превышать 30 дБА.
В настоящее время возможны три варианта развития путевого хозяйства:
1. Пессимистический вариант. Предусматривает сохранение на существующем уровне или снижение объемов восстановления и модернизации трамвайных путей. В этом случае за период 2008-2010 годов будет отремонтировано не более 30 кмоп и протяженность трамвайных путей с истекшим межремонтным сроком увеличится до 161 кмоп. Это приведет к падению качества транспортного обслуживания населения, снижению уровня безопасности перевозок пассажиров и увеличению уровня шума. Вариант предполагает расходование около 1700 млн.рублей за период 2008-2010 годов, что приведет к невозможности эксплуатации к 2010 году 161 кмоп трамвайных путей из 416 кмоп.
2. Оптимистический вариант. Достижение нормативных параметров как качества и обеспечения безопасности транспортного обслуживания населения трамвайным транспортом, так и выполнение полного объема необходимых мероприятий по модернизации и восстановлению трамвайных путей. Разработка и реализация мероприятий по комплексному обеспечению доступности трамвайного транспорта маломобильным категориям граждан и детям.
Этот вариант предусматривает к 2010 году устройство блочной шумопоглощающей конструкции на всей протяженности трамвайных путей с истекшим межремонтным сроком - 161 кмоп. Будет достигнута нормативная величина уровня шума на всей трамвайной сети города, а также обеспечено снижение уровня шума на 4 дБА по сравнению с нормативной величиной на участках с блочной (бесшпальной) конструкцией протяженностью 161 кмоп (39% трамвайных путей).
Этот вариант является наиболее капиталоемким и требует для реализации 24600 млн.руб.
3. Рекомендуемый - реалистический вариант. Сформирован при условии полной мобилизации внутренних ресурсов ГУП "Мосгортранс" и увеличения уровня бюджетного финансирования по сравнению со сложившимся за прошлые годы.
Выполнение мероприятий по восстановлению и модернизации трамвайных путей позволит к концу 2010 года полностью восстановить трамвайные пути с истекшим межремонтным сроком.
К возможным рискам относятся: изменение и/или срыв в финансировании Программы со стороны бюджета города, резкое изменение цен на энергоносители, отказ ОАО РАО "ЕЭС России" в предоставлении лимитов мощности на энергообеспечение электрообогрева стрелочных переводов.
В рекомендуемом варианте Программы предлагаются четыре направления решения целевых задач:
Первое направление - модернизация 80,0 кмоп трамвайных путей, расположенных в одном уровне с проезжей частью.
Второе направление - восстановление 80,7 кмоп трамвайных путей с укладкой классической (шпальной) конструкции.
При восстановлении трамвайных путей с укладкой классической (шпальной) конструкции в качестве эксперимента на отдельных участках трамвайного пути общей протяженностью 0,78 кмоп будет применено травяное покрытие (приложение 1, раздел 2.1, п.47).
Третье направление - модернизация 166 стрелочных переводов с устройством электрообогрева, в том числе 9 шт. механизмов автоматизированного перевода стрелок.
Четвертое направление - техническое переоснащение и развитие базы Службы пути ГУП "Мосгортранс", необходимое для реализации первых трех направлений.
Вариантом предусматривается к 2010 году достижение нормативной величины уровня шума от движения трамвайного транспорта на всей протяженности трамвайной сети города, а также снижение уровня шума на 4 дБА по сравнению с нормативной величиной на участках с блочной (бесшпальной) конструкцией протяженностью 10,5 кмоп.
Этот вариант требует для реализации 7412,8 млн.руб., в том числе из бюджета города Москвы - 4898 млн.руб., средства ГУП "Мосгортранс" - 2514,8 млн.руб. Срок реализации - 3 года.
Сравнительный анализ предложенных вариантов показал, что оптимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень качества транспортного обслуживания населения в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию.
Реалистический вариант, позволяющий достичь повышения качества транспортного обслуживания при оптимальных затратах, рекомендуется для принятия. Для осуществления этого варианта разработаны мероприятия Программы.