Недействующий

О Концепции городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года" и о первоочередных мероприятиях на 2008 год (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2011 N 583-ПП)

5.3. Задачи по формированию стимулирующих факторов
энергосбережения в рамках Программы

5.3.1. Создание экономических механизмов стимулирования энергосбережения

Опыт реализации энергосберегающих мероприятий и проектов показывает, что директивное администрирование энергосбережения недостаточно для достижения значительного эффекта экономии энергоресурсов. В то же время практически незадействованными остаются методы экономического стимулирования, заключающиеся в создании благоприятных условий для развития рыночных отношений в сфере энергосервисных услуг, в появлении товаров и услуг, позволяющих получать дополнительные выгоды от экономии энергоресурсов. Только создание условий для получения прибыли от энергосбережения позволит качественно изменить ситуацию с эффективностью расходования энергоресурсов. На сегодняшний день в энергосбережении можно выделить два основных экономических механизма, понимая под механизмом некую сложившуюся систему отношений между заинтересованными сторонами (поставщики, потребители, регуляторы, сервисные и подрядные организации и т.д.):

а) Экономический механизм на основе экономии энергоресурсов, непосредственно потребляемых энергоустановками потребителей.

Основным субъектом данного механизма является конечный потребитель энергоресурсов, который под воздействием тех или иных побудительных стимулов осуществляет замену менее эффективных энергоустановок (в том числе и бытовых) на более современные и эффективные, повышая тем самым качество потребления энергоресурсов. Основная выгода заключается в снижении платежей за энергоресурсы и, соответственно, на принципе "затраты / полученная экономия" строится вся экономика в данной экономической модели.

Реализация и дальнейшее развитие данного типа экономического механизма требует концентрации усилий на разъяснительной, пропагандистской, рекламной, просветительской и обучающей деятельности, а также на создании благоприятных условий (организационных и нормативных) для деятельности специализированных энергосервисных компаний, чья основная функция - разработка и внедрение энергосберегающих проектов и мероприятий у потребителей.

В рамках данного механизма можно выделить несколько основных направлений, в рамках которых внедрение энергосберегающих мероприятий и проектов имеет специфические особенности.

Энергосбережение в быту

Потребление энергоресурсов в бытовом секторе за последние годы растет опережающими темпами в структуре энергобаланса города и, соответственно, имеет наибольший потенциал энергосбережения. Особенностью процесса энергосбережения в жилых помещениях является сильная зависимость от понимания жителями проблемы и возможных путей ее решения.

Ключевым инструментом стимулирования энергосбережения в быту должны стать пропаганда, просветительская деятельность и информирование жителей о возможных типовых решениях (энергосберегающие лампы, приборы учета, более экономичные бытовые приборы, утепление и т.д.). Основной акцент такой просветительской деятельности - на экономию семейного бюджета и простоту технических решений.

Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве

Основными заинтересованными сторонами во внедрении энергосберегающих проектов и мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве должны стать управляющие компании (исполнители коммунальных услуг). Основной доход управляющие компании будут получать от предоставления жителям коммунальных услуг, для качественного оказания которых они приобретают соответствующие энергетические ресурсы. И чем больше разница между стоимостью приобретенных энергоресурсов и стоимостью оказанных коммунальных услуг, тем более эффективен бизнес управляющей компании. Внедрение энергосберегающих мероприятий позволит снизить потребление энергоресурсов при сохранении качества оказываемых коммунальных услуг.

Основными препятствиями к внедрению энергосберегающих мероприятий управляющими компаниями являются:

- отсутствие необходимой технической компетенции для реализации конкретных мероприятий.

- отсутствие необходимых финансовых ресурсов для реализации энергосберегающих мероприятий;

Первая проблема (отсутствие необходимых знаний) решается путем разработки и распространения (при необходимости с обучением) методических материалов, описывающих типовые технические и организационные решения по энергосбережению, доступно объясняющие выгоду и экономический эффект от внедрения мероприятий. Эту роль должны возложить на себя уполномоченные в области энергосбережения органы государственной власти.

Вторую проблему (отсутствие необходимых финансовых средств у управляющих компаний) возможно решить посредством:

- формирования целевых адресных программ поддержки внедрения энергосбережения в ЖКХ за счет средств городского бюджета (например, по аналогии с программами поддержки промышленной деятельности в городе, поддержки малого бизнеса и т.д.);

- привлечения внебюджетных источников на базе реализации схем энергосервисных контрактов, когда инвестиции в энергосберегающие мероприятия возвращаются через снижение платежей за потребляемые энергоресурсы. Для этого необходима разработка типовых форм таких контрактов.

Проблема отсутствия необходимой технической компетенции для реализации мероприятий решается через привлечение специализированных энергосервисных компаний, которых на сегодняшний день на рынке имеется достаточное количество.

Энергосбережение в бюджетной сфере

При реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере необходимо учитывать:

- отсутствие целевых показателей по энергосбережению;

- отсутствие мотивации уполномоченного персонала к энергосбережению;

- отсутствие выделенных целевых средств на внедрение энергосберегающих мероприятий;

- жесткая регламентация статей затрат бюджетного учреждения, в том числе на оплату коммунальных услуг.

Наиболее подходящей схемой реализации энергосбережения в бюджетных учреждениях является схема энергосервисных контрактов. С учетом понятного и прогнозируемого объема средств, выделяемых в бюджете на оплату коммунальных услуг учреждения (защищенная строка бюджета), существенно упрощается проектирование финансовой модели внедрения энергосберегающих мероприятий. Для любого энергосберегающего мероприятия, понимая эффект и экономические параметры, становится возможным спланировать график возмещения понесенных затрат на реализацию мероприятия в счет возникающей в результате экономии на оплату коммунальных услуг. Такой график будет удовлетворять и интересы энергосервисных компаний, реализующих мероприятие и зарабатывающих на этом, и бюджетное учреждение, получающее экономию по оплате счетов. При этом возникающая экономия может делиться пропорционально: часть на оплату услуг энергосервисной компании, часть на материальное стимулирование персонала бюджетного учреждения.

Для реализации данной схемы необходимо:

- разработать и внедрить порядок использования механизма государственных бюджетных заданий (ст.69.2 Бюджетного кодекса) в части установления целевых ориентиров по энергопотреблению для бюджетных учреждений;