Недействующий

О Концепции городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года" и о первоочередных мероприятиях на 2008 год (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2011 N 583-ПП)

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
рынка присоединенной мощности и
потребляемой нагрузки

Этапы

Действия участников рынка

Объявление предложения/ спроса

Любой застройщик/инвестор, заинтересованный в подключении нового объекта (или увеличении нагрузки существующего), объявляет об этом организатору рынка посредством размещения соответствующей информации в соответствующем разделе базы данных о проектах и мероприятиях по энергосбережению и высвобождению энергомощности. Аналогично любой существующий потребитель или энергосервисная организация может разместить информацию о проведенных мероприятиях и имеющихся проектах по высвобождению энергомощностей.

Согласование условий и параметров высвобождения и перераспределения мощности

Стороны (застройщик с одной стороны, и действующий потребитель с другой стороны) самостоятельно или посредством услуг специализированных энергосервисных организаций согласовывают параметры и условия (в том числе цену) перераспределения мощностей.

Разработка и согласование проектов по высвобождению и перераспределению мощности

Инициатор проекта разрабатывает необходимую техническую и проектную документацию (самостоятельно или с привлечением специализированных организаций) с обязательным согласованием документации с энергосетевой компанией и при необходимости с соответствующими инстанциями.

Фиксация проектов и мероприятий по высвобождению мощностей

Все проекты по высвобождению мощностей должны проходить рассмотрение на межведомственной комиссии по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению объектов города Москвы для подтверждения заявленного результата. Обязательным следствием подтверждения факта проведения энергосберегающего мероприятия и высвобождения соответствующего объема мощности должно являться изменение договоров энергоснабжения потребителя, на объектах которого проводились мероприятия, в части величины присоединенной мощности.

Реализация проектов по высвобождению и перераспределению мощности

Проекты по высвобождению мощности и ее последующему перераспределению выполняются специализированными организациями на рыночной основе по заказу или "продавца", или "покупателя" мощности.

Технологическое присоединение новых потребителей в счет высвобожденной и перераспределенной мощности

Осуществляется энергосетевой компанией по стандартной процедуре. Затраты энергосетевой организации на непосредственно технологическое присоединение оплачиваются по специальному тарифу, устанавливаемому Региональной энергетической комиссией города Москвы в объеме, компенсирующем понесенные затраты. Фактическое присоединение должно в обязательном порядке сопровождаться информированием организатора рынка и внесением соответствующих изменений в специализированную базу данных.


Примечание: под проектом высвобождения мощности может пониматься проект ликвидации существующих энергоустановок (в т.ч. снос зданий и сооружений) с последующим перераспределением высвобожденной мощности по вышеописанной процедуре.


    Экономика рынка

Экономический механизм "рынок присоединенной мощности и потребляемой нагрузки" содержит в себе три основных процесса, каждый из которых имеет свои особенности ценообразования.

- "Высвобождение мощности" - свободное ценообразование, стоимость формируется на договорной основе на базе издержек, необходимых для проведения энергосберегающих мероприятий, инвестиционных затрат в изменение потребляющих характеристик энергоустановок потребителя.

- "Перераспределение мощности" - основными являются затраты на разработку и согласование проекта по перераспределению мощности (разработка схемных решений), а также затраты на выполнение строительно-монтажных работ. Стоимость в основном формируется на базе соответствующих расценок.

- Непосредственно "Технологическое присоединение в счет высвобожденной мощности" - данные работы всегда будет выполнять энергосетевая компания (владелец энергоинфраструктуры). Эта деятельность будет регламентироваться в силу ее естественномонопольного характера. Например, для электросетевой компании эта деятельность подпадает под требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, предусматривающих обязательность установления платы за технологическое присоединение на покрытие затрат электросетевой компании. С учетом отсутствия необходимости серьезных инвестиций в энергообъекты такой "тариф на технологическое присоединение в счет высвобождаемой мощности" может устанавливаться на достаточно низком уровне.

Таким образом, затраты на присоединение нового потребителя в счет высвобожденной в результате энергосбережения мощности для застройщика/инвестора будет складываться из суммы "договорной цены на высвобождение мощности (стоимость проведения энергосберегающих мероприятий)", "стоимости проектных и строительно-монтажных работ по перераспределению мощности" и "платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства к электрическим сетям в счет высвобожденной в результате энергосберегающих мероприятий мощности".

Специфические особенности рынка высвобождаемой мощности

- Снижение присоединенной мощности (потребляемой нагрузки) должно сопровождаться обязательным изменением действующих договоров энергоснабжения в части величины присоединенной мощности.

- Мощность (потребляемая нагрузка) - товар, имеющий физическую привязку к некой определенной зоне энергоинфраструктуры. Соответственно проекты высвобождения и перераспределения мощности должны учитывать технические и технологические особенности инфраструктуры и быть привязаны к соответствующим узлам топологии сети (например, для электроэнергии это трансформаторные подстанции и питающие центры).

Механизмы недопущения спекуляций и монополизации рынка

Создание рынка "присоединенной мощности и потребляемой нагрузки" должно обеспечить равные условия для всех участников рынка и не допустить ситуации, когда одно юридическое лицо, скупив высвобожденную мощность, в дальнейшем сможет злоупотреблять этим, перепродавая мощность по необоснованно завышенной цене. Ценовое ограничение невозможно в силу принципиального противоречия самой модели рынка (договорная цена высвобождения мощности). Контроль за обоснованностью проектов по высвобождению мощности и переоформления прав на нее будет осуществляться через обязательное рассмотрение и утверждение проектов на Межведомственной комиссии по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению объектов города Москвы и через обязательный учет реализации проектов и мероприятий по энергосбережению в единой информационной базе с открытым доступом для всех заинтересованных сторон. Косвенным результатом такой системы контроля станет возможность оценки использования высвобожденной мощности (потребляемой нагрузки) по целевому назначению.

Описанные выше подходы к реализации модели "рынка присоединенной мощности и потребляемой нагрузки" являются достаточно универсальными и с учетом специфики отдельных энергоресурсов могут распространяться на все виды энергетических ресурсов (электроэнергия, тепловая энергия, вода, газ). Любое снижение потребляемой мощности в конечном итоге имеет еще и целый ряд косвенных эффектов, в том числе снижение объема потребляемого топлива в энергосистеме, снижение выбросов и т.д.

5.3.2. Внедрение новых механизмов тарифного стимулирования энергосбережения

а) Разработка и применение дифференцированных тарифных меню на электрическую энергию

В настоящее время на электрическую энергию устанавливаются тарифы в трех вариантах:

1. Одноставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час потребляемой энергии.

2. Двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности.

3. Одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.

При всей своей прогрессивности такой набор тарифных решений не позволяет в полной мере потребителям управлять собственным режимом энергопотребления, ориентируясь прежде всего на затраты на энергоснабжение. Анализ опыта развитых стран показывает целесообразность и объективную необходимость введения гораздо более широкой системы тарифных меню, учитывающих режимы работы, особенности функционирования и т.д. Так, например, во Франции применяется более 30 тарифов на электрическую энергию в зависимости от энергоэффективности применяемого электрооборудования. Особенно актуально это для промышленных предприятий и организаций, которые могут осуществлять сдвиг своего рабочего и/или технологического процесса по времени. Сегодня такое изменение графика работы нецелесообразно, так как выгоды от ночного пониженного тарифа не покрывают дополнительные затраты на оплату труда. За последние годы практически все промышленные предприятия перешли на одноставочный тариф, таким образом утратился контроль за потребляемой мощностью в часы максимума нагрузки.

б) Дальнейшее использование тарифа экономического развития.

Целесообразно продолжить практику применения тарифа экономического развития (далее - ТаЭР) - пониженного по отношению к установленному Региональной энергетической комиссией города Москвы для соответствующей группы потребителей тарифу на определенный вид энергоресурсов.

Целью предоставления отдельным потребителям права пользования ТаЭР является оказание государственной поддержки в реализации мероприятий, обеспечивающих снижение удельного расхода энергии, рост конкурентоспособности выпускаемой продукции и существенное повышение энергоэффективности и энергетической безопасности.

в) Двухставочный тариф на тепловую энергию.

В настоящее время практически на всей территории Российской Федерации (за небольшим исключением) на тепловую энергию традиционно устанавливаются одноставочные тарифы. Такая система тарифообразования позволяет решать текущие задачи системы централизованного теплоснабжения, но не решает стратегические задачи повышения технической, организационной и экономической эффективности деятельности теплоснабжающих предприятий. Этим задачам в полной мере отвечает двухставочный тариф на тепловую энергию.

В отличие от одноставочных тарифов (состоит из одной стоимостной составляющей тепловой энергии, формирующейся за счет суммирования всех затрат теплоснабжающей организации на всех этапах производства, транспортировки и распределения тепловой энергии), двухставочные тарифы образуются из двух составляющих: переменной (или привязанной к объему потребления) и фиксированной (или мощностной, зависящей от присоединенной нагрузки). В "мощностную" составляющую должны войти все условно-постоянные затраты, не зависящие от объемов производства (заработная плата, ремонты, аренда, и т.д.), а в "переменную" составляющую включаются все издержки, прямо зависящие от объемов производства (в первую очередь топливо).