Недействующий

О Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 годы (с изменениями на 4 мая 2010 года) (утратило силу)

1. Характеристика проблемы, на решение которой
 направлена Программа, и оценка сложившейся ситуации


В ситуации качественно нового уровня социально-экономического развития города Москвы, новых требований к уровню развития человеческих и трудовых ресурсов, кадровое обеспечение социально-экономического комплекса города становится приоритетной задачей деятельности всех органов исполнительной власти города Москвы.

На сегодняшний день и ближайшую перспективу социально-экономическое развитие московского мегаполиса может быть охарактеризовано следующими признаками:

- многообразие и многоукладность форм и видов социально-экономической деятельности;

- интенсивное расширение сферы услуг, связанное с развитием Москвы как крупнейшего делового, административного и финансового центра;

- внедрение высоких технологий на предприятиях обрабатывающей промышленности (прежде всего, оборонного комплекса);

- возрастающая степень инновационности в традиционных отраслях городской экономики - жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе;

- повсеместное использование современных информационных технологий и формирование современной информационно-коммуникационной среды;

- интенсификация миграционных потоков;

- недостаточность собственных (коренных) демографических ресурсов для воспроизводства кадрового потенциала социально-экономической сферы города.

Особенностям социально-экономического развития Москвы соответствует сложившаяся структура занятости населения в основных отраслях городского хозяйства: торговля и общественное питание - 1,5 млн.чел.; строительство - 749,4 тыс.чел.; промышленность - 831,8 тыс.чел.; сфера образования, культуры и искусства - 565 тыс.чел.; наука и научное обслуживание - 331 тыс.чел.; транспорт - 330 тыс.чел.; ЖКХ и бытовое обслуживание - 210 тыс.чел.; сфера кредитования, страхования и финансов - 242,8 тыс.чел.

Необходимо отметить, что система начального и среднего профессионального образования испытывает на себе давление ключевых факторов социально-экономической среды столичного мегаполиса в наибольшей степени по отношению к другим сегментам сферы профессиональных образовательных услуг.

Прежде всего, речь идет о демографической ситуации. Хотя в настоящее время обозначилась достаточно устойчивая тенденция к сокращению масштабов естественной убыли населения (за счет роста рождаемости и снижения смертности), но, с другой стороны, имевший место в 90-х годах резкий спад рождаемости привел к тому, что, во-первых, уже сейчас среди экономически активного населения доля лиц от 15 до 20 лет в Москве в 5,5 раз меньше, чем в среднем по стране, и, во-вторых, через 5-10 лет именно "уроженцы" 90-х годов достигнут наиболее активного репродуктивного возраста. Таким образом, в 2007-2017 годах Москву ожидает существенный дефицит новых трудовых ресурсов коренного происхождения (равно как и потенциальных учащихся учреждений профессионального образования).

Важнейшей социально-демографической характеристикой Москвы является фактор трудовой миграции. В последние годы рост населения города (при сохраняющейся естественной убыли коренных жителей) и, соответственно, экономически активной его части обеспечивался исключительно за счет непрерывного притока мигрантов в количестве порядка 50 тысяч человек в год. Данная тенденция, по существующим прогнозам, в ближайшие годы не только сохранится, но и в значительной степени усилится.

Еще одна характерная особенность Москвы заключается в наличии и количественном росте московской системы высшего профессионального образования. Более 400 вузов различного типа и ведомственной принадлежности являются наиболее привлекательной для выпускников общеобразовательных учреждений перспективой продолжения образования. Происходящее в настоящее время сокращение числа выпускников общеобразовательных школ, связанное с особенностями демографической ситуации в Москве, и одновременное увеличение мест, предлагаемых московскими государственными и негосударственными вузами, приводят к серьезному дисбалансу в структуре профессиональной подготовки. В настоящее время на каждого выпускника общеобразовательной школы приходится два вакантных места в высших учебных заведениях столицы. В результате еще более обостряется проблема обеспечения реальных потребностей городской инфраструктуры и рынка труда в рабочих и специалистах среднего звена.

За последние годы не произошло радикального перелома в модернизации материально-технической базы учреждений профессионального образования.

На протяжении последних 15 лет в систему профессионального образования было передано лишь одно вновь построенное здание. 56 зданий учреждений профессионального образования продолжают находиться в ветхом и аварийном состоянии. Наполняемость аудиторного фонда по системе на 10% превышает санитарно-гигиенические нормативы, что затрудняет увеличение набора даже по самым востребованным профессиям и специальностям. Износ основных фондов составляет 80%. Крайне низким остается уровень обеспечения современными учебниками и учебно-методической литературой. До сих пор не получено согласие собственников 36 зданий, в которых расположены московские колледжи, передать их в государственную собственность города Москвы.

Очевидное отставание материально-технической и учебно-производственной базы профессиональных учебных заведений от требований современного высокотехнологичного производства ведет не только к заведомо низкому качеству профессиональной подготовки выпускников колледжей. Профессиональные колледжи не могут стать привлекательным местом для обучения в глазах потенциальных абитуриентов, учащихся общеобразовательных школ, что напрямую влияет на показатели набора в учреждения профессионального образования.

С 2007 года государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2006 года N 321-ПП "Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования системы Департамента образования города Москвы на 2007 год" перешли на нормативное подушевое финансирование.

Но система нормативного финансирования учреждений профессионального образования с учетом реальных затрат на подготовку по отдельным профессиям и специальностям не учитывает пока два важнейших обстоятельства: текущее состояние учебно-производственной базы образовательного учреждения и тот уровень оснащенности, который требуется для реализации заявленной образовательной программы.

Текущие и перспективные задачи развития городского хозяйства, а также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда, ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров. Работодатели заявляют потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационных разрядов (в то время как около 70% выпускников учреждений НПО получают 3 разряд) со средним (полным) общим образованием, владеющих смежными профессиями и обладающих целым рядом профессионально значимых качеств (ответственность, дисциплина, коммуникабельность и т.п.). Однако данные требования в большинстве случаев выходят за пределы уровня профессионального образования, реализуемого сегодня в колледжах, в силу возрастных ограничений контингента обучающихся, его социального статуса, возможностей использования в процессе профессионального обучения современного оборудования, а также возможностей организации производственного обучения и производственной практики на предприятиях и в организациях городского хозяйства.

Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2005 года N 552-ПП создана система отраслевых и территориальных государственно-общественных координационных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров. Они осуществляют координацию деятельности организаций и предприятий всех отраслей городского хозяйства и государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, участвующих в подготовке кадров рабочих и специалистов по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, способствуют развитию социального партнерства, содействуют трудоустройству выпускников и их социально-трудовой адаптации в производственных коллективах.

Проведенный в 2006 году государственно-общественными координационными советами мониторинг потребностей рынка труда города Москвы в квалифицированных рабочих кадрах показал объем заявленного спроса на 2007 год. В совокупности он составил 132 тысячи человек по 158 рабочим профессиям.

Общее соотношение заявленного спроса к объему выпуска кадров государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования (30 тыс. выпускников) дало основание сделать вывод о том, что заявленные работодателями текущие потребности в кадрах квалифицированных рабочих и специалистов удовлетворяются примерно на треть. Однако сама процедура проведения данного мониторинга не может рассматриваться как достаточное основание для разработки среднесрочного прогноза потребности экономики города в квалифицированных кадрах и, соответственно, определения стратегических приоритетов развития системы профессионального образования.

Департамент труда и занятости населения города Москвы в соответствии с закрепленными функциями ежегодно подготавливает предложения к прогнозу социально-экономического развития города Москвы о состоянии рынка труда, предложения к прогнозам балансов трудовых ресурсов, рабочих мест и кадров. Однако эти предложения недостаточно полно используются в процессе разработки прогноза развития системы начального и среднего профессионального образования.

Система государственно-общественного управления подготовкой рабочих кадров позволяет сформировать заказ работодателей на подготовку необходимых им кадров, предъявить его системе профессионального образования, а также установить ответственность работодателей за реальное трудоустройство лиц, прошедших соответствующую профессиональную подготовку.

В условиях современной рыночной экономики, развития частного сектора государство не может оставаться монопольным заказчиком и инвестором подготовки кадров, а образовательные учреждения - только бюджетополучателями.

Большинство предприятий утратило характерную для прежних лет заинтересованность в обеспечении образовательных учреждений оборудованием, инструментами. Многие из ранее существовавших форм трудовых отношений претерпели значительные изменения, происходит постепенный переход от их полного регулирования государством к социальному партнерству, т.е. преимущественно договорному регулированию этих отношений. Однако заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что данный процесс имеет самоорганизующийся характер.

Функционирование государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования осуществляется на основе действующей нормативно-правовой базы федерального и городского уровня и, прежде всего, Законов города Москвы "О развитии образования в городе Москве" и "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве".