Проведенный анализ реализации первого этапа Целевой программы показал, что, несмотря на имеющиеся результаты реализации Целевой программы - ввод в эксплуатацию объектов с нежилыми помещениями для малого предпринимательства, имеет место отставание от выполнения целевых показателей Целевой программы (таблица 1).
Основным сдерживающим фактором реализации Целевой программы в период первого этапа ее реализации явилось отсутствие необходимых бюджетных средств для проектирования и строительства объектов городского значения.
Также одной из причин невыполнения целевых показателей Целевой программы по вводу объектов городского значения явилось изъятие в течение периода реализации первого этапа Целевой программы из Адресного перечня строительства первоочередных объектов городского уровня для субъектов малого предпринимательства на 2004-2006 годы порядка 20% адресов (земельных участков) для реализации других городских программ. При этом часть земельных участков, включенных по предложениям префектур административных округов города Москвы в указанный Адресный перечень, имела значительные обременения, не позволявшие реализовать на них проекты строительства объектов для малого предпринимательства.
Создание объектов для малого предпринимательства на территориях производственных зон города (производственно-технологических зон малого предпринимательства) существенно затруднено отсутствием утвержденной градостроительной документации для многих из территорий.
Увеличившийся размер платы за резервирование энергетических мощностей затрудняет реализацию проектов строительства объектов, повышает затраты на стадии подготовки конкурсов.
Для успешной реализации второго этапа Целевой программы, получения ожидаемого эффекта от реализации программных мероприятий необходимо:
1) совершенствовать схемы финансирования мероприятий Целевой программы, организации инвестиционного процесса по объектам Целевой программы, в том числе:
а) предусматривать различные схемы финансирования, организации и формирования инвестиционного процесса с целью минимизации сроков строительства, стартового капитала и увеличения объема реинвестиционного капитала, повышения эксплуатационных качеств построенных нежилых помещений;
б) обеспечить привлечение коммерческих банковских кредитов с возможной последующей компенсацией части расходов инвесторов по процентным выплатам за счет средств, выделяемых городским бюджетом на поддержку малого предпринимательства;
в) принять меры к снижению затрат по проектам на стадии подготовки конкурсов по объектам, увеличивающихся в связи с растущим размером платы за технологическое присоединение объектов к электрическим распределительным сетям, выпустив распорядительный документ, позволяющий резервировать энергетические мощности с оплатой после проведения конкурса по объекту;
г) завершить создание посредством консолидации финансовых средств в рамках Целевой программы эффективного механизма управления ее бюджетом;
2) обеспечивать Целевую программу в порядке, предусмотренном действующим земельным и градостроительным законодательством, в необходимом объеме земельными участками для строительства свободными от обременений, объектами под реконструкцию, с наличием необходимой документации, отвечающими требованиям создаваемых объектов для малого предпринимательства; учитывать при этом существующий на территории города дефицит свободных от обременений земельных участков, в том числе:
а) ежегодно проводить актуализацию Адресного перечня;
б) при разработке проектов планировок производственных и общественных территорий города предусматривать размещение объектов для малого предпринимательства;
в) ускорить разработку проектов планировки производственных зон, на которых предполагается размещение объектов для малого предпринимательства, прежде всего, производственно-технологических зон малого предпринимательства;
г) с учетом дефицита свободных от обременений земельных участков предусматривать создание нежилых помещений в виде надстроя над отдельно стоящими зданиями, находящимися в собственности города Москвы;
д) с учетом дефицита свободных от обременений земельных участков, предусматривать нежилые помещения для субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по бытовому обслуживанию населения, в составе вновь строящихся и реконструируемых гаражных комплексов;
3) при дальнейшей реализации мероприятий Целевой программы в большей степени учитывать современные требования субъектов малого предпринимательства и экономики города к составу и отраслевой специализации создаваемых объектов для малого предпринимательства, в том числе:
а) утвердить классификацию объектов имущественной поддержки малого предпринимательства и руководствоваться ею при реализации мероприятий Целевой программы;
б) утвердить типовые положения об отдельных видах объектов имущественной поддержки малого предпринимательства;
в) регулярно проводить актуализацию информации об имеющихся на территории города субъектах малого предпринимательства, их отраслевой принадлежности, их обеспеченности нежилыми помещениями, а также анализ этой информации с целью уточнения потребности субъектов малого предпринимательства в отдельных видах объектов, в отраслевой специализации объектов;
г) при актуализации Адресного перечня включать в перечень проекты создания объектов для малого предпринимательства с учетом утвержденной классификации объектов, имеющейся актуальной информации о потребности субъектов малого предпринимательства в отдельных видах объектов имущественной поддержки и в отраслевой специализации объектов; современных тенденций и приоритетов развития экономики города;
4) принять меры для усиления инновационной направленности Целевой программы, в том числе:
а) разработать Концепцию имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства в городе Москве, предусмотрев в ней приоритетность имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере; учитывать положения разработанной Концепции при реализации второго этапа Целевой программы;
б) при актуализации Адресного перечня предусматривать включение объектов для размещения субъектов малого предпринимательства, работающих в инновационной сфере;
в) предусматривать преимущественное предоставление нежилых помещений в создаваемых объектах инновационным малым предприятиям.