Недействующий

О Концепции развития Центрального административного округа города Москвы на 2008-2012 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.07.2021 N 979-ПП)

Анализ ситуации

Уровень безопасности повседневной жизни и деятельности граждан является ключевым критерием качества жизни и одновременно выступает как фундаментальная задача деятельности государственной власти, основополагающий показатель ее эффективности. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка непосредственно формирует основы социальной стабильности, а также является одним из важнейших факторов качества делового климата, инвестиционной активности, туристской привлекательности. Одновременно, применительно к крупным мегаполисам и столичным городам, обеспечение общественной безопасности в наибольшей степени влияет на уровень национальной безопасности в целом, дееспособность и эффективность общегосударственной системы власти и управления, а также на показатели политической стабильности.

Москва как столица России, крупный мегаполис и инфраструктурный узел, центр общественно-политической активности, притяжения населения и миграционных потоков, испытывает особую нагрузку, связанную со всей совокупностью вызовов, угроз и аспектов обеспечения безопасности. ЦАО в значительной степени, а по ряду направлений - и в первую очередь, концентрирует все многообразие проблем и задач, связанных с обеспечением безопасности города в целом.

В последние годы укрепление системы государственной власти и управления, достигнутые высокий уровень единства и целостности страны, политической стабильности существенным образом повлияли на повышение уровня и эффективности обеспечения общественной безопасности в России в целом и в столице, в частности.

Существенно снижен потенциал террористической опасности. В Москве сформирована и действует городская антитеррористическая комиссия, а также соответствующие окружные структуры, на которые возложены функции по выстраиванию системы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти города и правоохранительных органов.

Экономический рост, декриминализация и снижение доли теневого сектора экономики, повышение показателей уровня жизни москвичей, эффективность городской социальной политики и системы адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, обеспечивают существенное снижение потенциала социальной напряженности, соответствующих криминогенных факторов.

Законом города Москвы от 19 апреля 2006 года N 16 утверждена Комплексная городская целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы. Аналогичная целевая программа на 2006-2010 годы принята и реализуется в ЦАО.

Принимаются необходимые меры по повышению уровня материально-технической оснащенности правоохранительных органов, укреплению службы участковых уполномоченных милиции, развитию института и повышению авторитета мировых судей, повышению уровня социальной поддержки и защиты личного состава правоохранительных органов.

Получают все большее и повсеместное внедрение системы видеонаблюдения и мониторинга в системе охраны общественного порядка, как в жилом секторе, так и на объектах общественной, транспортной, потребительской, социальной инфраструктуры, включая, в первую очередь, систему образования и дошкольного воспитания, объекты здравоохранения и культуры. При этом в ЦАО внедрена централизованная система видеонаблюдения в жилом секторе и ее диспетчеризация в ОВД в масштабе каждого района.

Реализуются пилотные проекты (Басманный район) создания инженерно-технических центров (ИТЦ), осуществляющих непрерывный мониторинг жилых и нежилых строений, их инженерного оборудования и коммуникаций, а также прилегающей территории, экстренное оповещение соответствующих служб и координацию их действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Достигнутая эффективность выстроенной в Москве и в ЦАО в частности работы по обеспечению общественной безопасности в целом подтверждается и состоянием общественного мнения. Проведенные в рамках подготовки Концепции социологические исследования показали, что как постоянное, так и "дневное" население округа считают проблемы личной безопасности достаточно важными, но не воспринимают их, по сравнению с концом 1990-х и началом 2000-х годов, как первоочередные. На сегодняшний день проблемы безопасности находятся на 5-6 месте в перечне первоочередных проблем развития ЦАО (наряду с вопросами благоустройства), при этом в качестве главной проблемы развития округа безопасность видят 5 % москвичей (тогда как проблемы транспорта и экологии в качестве острейших и первоочередных называют 18-19% граждан).

При этом москвичи позитивно оценивают действия городских и окружных властей за последние годы по обеспечению безопасности. Важно и то, что в структуре социальных ожиданий вопросы безопасности также не являются точкой напряженности. И жители округа, и "дневное" население ЦАО считают, что состояние дел по данному направлению в течение ближайших 3-5 лет пусть и незначительно, но еще несколько улучшится

Важным залогом подобной структуры оценок населением ситуации в сфере безопасности является и активизация участия самих граждан в решении задач обеспечения общественной безопасности, в частности развитие системы народных дружин и общественных пунктов охраны порядка. Однако в данной сфере ощущается недостаточность федерального и городского законодательства, регулирующего вопросы участия граждан в обеспечении правопорядка, их прав, обязанностей и ответственности, гарантий их правовой и социальной защиты, ответственности за противодействие их законной деятельности по обеспечению правопорядка.

В то же время результаты опросов москвичей позволяют увидеть и некоторые потенциальные угрозы в сфере безопасности, а также наиболее актуальные направления дальнейшей работы по повышению уровня общественной безопасности в ЦАО. Так, выделяя наиболее тревожащие их отдельные аспекты личной безопасности, москвичи особенно отмечают необходимость дальнейшего продолжения общей работы по поддержанию уровня и инфраструктуры общественной безопасности, а также специально выделяют нерешенность проблем асоциального поведения и его угроз в общественных пространствах города (криминогенность таких явлений, как бомжи, распитие спиртных напитков и т.д.).

Одновременно в последние годы в глазах москвичей постепенно растет восприятие в качестве одного из проблемных факторов развития города восприятие вопросов неконтролируемой миграции и межнациональных отношений. Усиливающаяся озабоченность москвичей данными проблемами отражает некоторые объективные характеристики и тенденции изменения криминогенной ситуации в столице.

Повышение качества миграционной политики является и воспринимается гражданами как важнейший вопрос работы органов власти и управления по упреждающей профилактике, предотвращению и разрушению потенциальных угроз общественной безопасности. На криминогенную обстановку в городе в значительной степени влияет именно "иногородняя" преступность. На протяжении ряда лет в городе растет общее количество и остается высоким удельный вес преступлений, совершенных приезжими. На сегодняшний день несовершенной является практика регистрации и поселения трудовых мигрантов в местах, не предназначенных для проживания (так называемое "место пребывания", которым может быть подсобка на стройке или на рынке). С другой стороны, необходим более четкий контроль за жилым сектором, за сдачей жилья в аренду мигрантам. Для Москвы также неприемлемы инициативы по ослаблению миграционного контроля, смягчению или снятию требований по квотированию трудовой миграции.

Одновременно необходимо уделять большее внимание задачам социокультурной, языковой, профессиональной адаптации и интеграции временных и постоянных мигрантов. Работа по данному направлению является важнейшим фактором профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также обеспечения социального и межнационального мира и согласия, социальной консолидации и толерантности.

При этом достижение данных целей должно быть основано также на сочетании мер правоохранительной деятельности, социальной, миграционной и национальной политики с развитием принципов патриотизма и социальной консолидации, духовных основ и моральных ценностей единства всех москвичей, в том числе с приоритетностью реализации данных направлений действий в области молодежной политики.

Система социальной профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности должна быть также направлена на активизацию борьбы с другими явлениями, являющимися факторами повышенной общественной опасности - алкоголизмом, наркоманией, безнадзорностью и беспризорностью несовершеннолетних, большой численностью и нерешенностью вопросов социальной реабилитации лиц без определенного места жительства. При этом необходимо также учитывать, что для Москвы в целом и ЦАО в частности вопросы детской беспризорности и большого количества лиц без определенного места жительства в значительной степени опять же связаны с миграционными потоками. Это, в свою очередь, имеет своими последствиями и возникновение дополнительных потенциальных угроз асоциального поведения и общественной безопасности как в общественных пространствах центра столицы в целом, так и на транспортной инфраструктуре в частности.

Другим важным направлением профилактики преступности, асоциального поведения и обеспечения безопасности общественных пространств центра Москвы и города в целом является необходимость усиления контроля функционирования объектов досугово-развлекательной инфраструктуры, такими как ночные клубы и игорные заведения. Данные объекты инфраструктуры обладают повышенной потенциальной криминогенностью, в том числе с точки зрения вовлечения в противоправную деятельность молодежи, и концентрация которых особенно велика именно в центре города. При этом по мере реализации государственных решений по полной ликвидации деятельности игорных заведений на территории Москвы, особого внимания потребует необходимость предотвращения возможностей формирования в городе системы теневого игорного бизнеса, который в случае его развития не только будет обладать еще более высоким потенциалом криминогенности, но может стать мощнейшим действующим фактором негативного влияния на общественную безопасность в столице.

Одновременно серьезнейшим фактором дестабилизации социально-политической и криминогенной обстановки в Москве остается деятельность экстремистских организаций и группировок.

В этой связи одним из приоритетных направлений работы органов власти окружного и городского уровня, а также правоохранительных органов является предупреждение экстремистских проявлений и профилактика правонарушений, особенно связанных с вовле чением несовершеннолетних в противоправную деятельность участниками радикальных общественных объединений и неформальных группировок.

Активизация совместной работы правоохранительных органов и органов власти по противодействию экстремизму, профилактике подобного рода антиобщественных действий является одной из приоритетных задач органов власти и управления ЦАО. При этом данная работа должна строиться на основе конституционных положений о недопустимости пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч.2 ст.29 Конституции РФ), а также об осуществлении прав и свобод человека и гражданина при условии, что не должны нарушаться права и свободы других лиц (ч.3 ст.17 Конституции РФ). Данные положения особенно актуальны для центра Москвы, поскольку именно в ЦАО проходит более 80 % общегородских общественно-политических мероприятий, в том числе концентрируются попытки осуществления несанкционированной общественно-политической активности.

Учитывая, что проведение массовых публичных мероприятий в исторически сложившейся части центра города приводит к нарушению нормальной работы государственных и городских служб, хозяйствующих субъектов, затрудняет движение транспорта и свободу передвижения граждан, создает большие неудобства жителям прилегающих жилых домов, отвлекает одновременно значительные силы правоохранительных органов, приобретает дополнительную актуальность задача отбора на территории округа закрытого перечня возможных площадок для проведения общественных акций и создание в их рамках таких условий, когда реализация горожанами своего права на свободу собраний и выражение мнения не будет препятствовать нормальной жизнедеятельности города и граждан.

В целом же, вопросы инфраструктурного обеспечения и повышения эффективности системы общественной безопасности в ЦАО являются одними из ключевых. Безопасность жизни в Москве связана с разного рода критическими ситуациями: пожары, острые приступы различных заболеваний (особенно сердечно-сосудистых), техногенные и автомобильные аварии, нарушения работы коммунальных сетей. Вероятность умереть от несвоевременно подоспевшей медицинской помощи, поскольку врачи "застряли в пробке", несравнимо выше, чем вероятность погибнуть в результате теракта. Соответственно, для Москвы, также как и для других крупных городов, решающее значение имеет время, скорость реагирования на чрезвычайные ситуации. От того, насколько быстро смогут приехать милиция, пожарные, скорая помощь зависит жизнь конкретных людей, общественная безопасность в целом. С этой точки зрения понятно, например, что транспортные пробки или загроможденность проездов во дворах и во внутриквартальных пространствах становятся одним из критически важных факторов снижения уровня общественной безопасности.

Это придает дополнительный смысл и более острое звучание необходимости реализации новой транспортной стратегии развития города, а также подчеркивает взаимосвязанность основных приоритетных направлений развития округа и необходимость комплексной реализации соответствующих задач и программных мероприятий.