Целью Концепции по направлению "Новая транспортная стратегия" является развитие и повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры ЦАО, качества услуг транспортного комплекса для владельцев личного автотранспорта и пассажиров городского общественного транспорта, при одновременном снижении негативного влияния транспортной системы на окружающую среду города и качество жизни граждан.
Для достижения этой цели и смягчения транспортной ситуации в центре Москвы и ее экологических последствий необходимо решение комплекса общегородских задач, включая вопросы взаимодействия с федеральными органами власти и управления, координации деятельности органов исполнительной власти городского и окружного уровня, а также повышение качества взаимодействия ЦАО и других административных округов города Москвы.
Реализация городских решений, непосредственно направленных на оптимизацию транспортной ситуации в центре Москвы (например, постановления Правительства Москвы от 1 июня 2004 года N 351-ПП "Об организации мероприятий по Комплексной схеме организации дорожного движения в центре Москвы"), должна эффективно сочетаться как с приоритетностью реализации применительно к ЦАО ряда системных и комплексных общегородских задач (например, программ освоения подземного пространства или проектов ограничения въезда автотранспорта на отдельные экологически неблагоприятные территории города), так и с возможностью осуществления именно на территории ЦАО "пилотных" (экспериментальных, первоочередных) проектов реализации ряда общегородских программ (например, предполагаемых мер по созданию выделенных полос для движения общественного транспорта и экстренных служб).
В целом является целесообразной разработка и принятие Правительством Москвы специальной комплексной межотраслевой программы действий по вопросам развития транспортной инфраструктуры в центре Москвы, а также города в целом (Транспортная стратегия развития Москвы), в рамках реализации которой могут быть также поставлены и, в значительной степени, решены вопросы обеспечения федерального участия в развитии транспортной системы столицы России.
Основными задачами и ключевыми программными мероприятиями по направлению "Новая транспортная стратегия" в рамках Концепции являются:
1.1. Совершенствование схем организации дорожного движения в центре Москвы и модернизация дорожно-уличной сети, включая задействование новых и резервных направлений развития транспортной инфраструктуры, что предполагает:
1.1.1. Реализацию и развитие Комплексной схемы организации движения в центре Москвы, включая развитие системы одностороннего движения, строительство подземных переходов и элементов безбарьерной среды для пешеходов, развитие системы автоматизированного управления движением транспорта "СТАРТ";
1.1.2. Строительство отдельных участков улично-дорожной сети и элементов транспортных развязок с учетом приоритетности максимизации бессветофорного движения на Садовом кольце и других магистральных улицах центра, а также приоритетности транспортного обеспечения ММДЦ "Москва-Сити" и изменений в связи с этим структуры транспортных потоков центра на основе реализации по данному направлению совместных межокружных мероприятий с СЗАО, САО, ЗАО (районы размещения или граничащие с "Большим Сити") и мероприятий городского уровня;
1.1.3. Использование зон отчуждения и объектов железной дорог, для расширения улично-дорожной сети, прокладки магистралей и расширения емкости пространства размещения транспорта, включая разработку комплексной программы вывода (реорганизации) железнодорожных станций и вокзалов на территории ЦАО, а также возможности использования малого кольца МЖД для пассажирских перевозок с целью дополнения городской системы метро и трамвая;
1.1.4. Более системное и интенсивное использование для нужд ЦАО и столицы в целом транспортного потенциала рек города (Москва-река, Яуза), что, в том числе, предполагает возможность привязки к набережным и маршрутам водного транспорта дополнительных пересадочных узлов городского наземного транспорта, а также (за пределами округа) объектов программы строительства перехватывающих парковок;
1.1.5. Улучшение обслуживания дорожной сети, ремонт и совершенствование дорожного покрытия, а также введение особого регламента уборки дорог на территории ЦАО, в том числе с целью отразить в нем перспективы введения выделенных полос общественного транспорта и необходимость в связи с этим иной скорости и технологий уборки снега в зимний период;
1.1.6. Использование эффективных алгоритмов управления движением транспорта и системы мониторинга загруженности и технического состояния транспортных артерий, включая внедрение систем видеонаблюдения, позволяющих решать эти задачи в автоматическом режиме и обеспечивать реакцию на ситуацию максимально приближенно к режиму реального времени;
1.1.7. Развитие системы уличной и транспортной информации, повышение качества размещения уличной рекламы с точки зрения безопасности организации движения и его информативности для водителей и пешеходов, а также с точки зрения развития системы ограничений по установке рекламных конструкций в центре Москвы с целью визуальной разгрузки исторической части города.
1.2. Совершенствование критериев и повышение эффективности регулирующих и стимулирующих мер по ограничению доступа автотранспорта в центр города, что предполагает:
1.2.1. Повышение эффективности ограничений въезда на территорию ЦАО большегрузного транспорта, а также мер стимулирования хозяйствующих субъектов к использованию для доставки грузов в центре города малогабаритных транспортных средств;
1.2.2. Ограничение въезда на территорию ЦАО транспорта, не отвечающего э кологическим требованиям, в рамках соответствующей общегородской программы регулирования движения транспорта в зависимости от результатов экологического мониторинга;
1.2.3. Внедрение системы экономических стимулов для приобретения гражданами малолитражных и экологически чистых автомобилей, включая проработку вопроса о системе скидок и льгот при приобретении и аренде парковочных и гаражных машиномест в центре Москвы для владельцев малолитражных автомобилей;
1.2.4. Проведение информационной и рекламной политики по популяризации ограничений въезда в центр и использования малолитражных и экологически чистых автомобилей, с формированием соответствующего направления работы в рамках деятельности окружного центра по работе с населением.
1.3. Повышение эффективности, комфортности и привлекательности системы и услуг общественного транспорта, включая реализацию мер по обеспечению приоритета дорожного движения общественного транспорта (и экстренных служб), что предполагает:
1.3.1. Организацию отдельных полос движения общественного транспорта и экстренных служб с возможностью реализовать именно на территории ЦАО пилотные проекты такой общегородской системы выделенных полос движения общественного транспорта на основных магистралях города;
1.3.2. Модернизацию, с учетом перспективы создания выделенных полос общественного транспорта, регламентов уборки и ремонта улично-дорожной сети, проектов развития парковочного пространства, принципов эвакуации транспортных средств;
1.3.3. Модернизацию подвижного состава общественного транспорта с заменой в центральной части города подвижного состава на низкопольные и более экологически чистые автобусы малой и средней вместимости, а также с проработкой дополнительных мер по обеспечению большей маневренности троллейбусного парка;
1.3.4. Модернизацию существующих и строительство новых транспортно-пересадочных узлов общественного транспорта на территории ЦАО во взаимосвязи с развитием парковочного пространства округа и задачами комфортности стыковки сети общественного транспорта с системой перехватывающих парковок на границах центра города, задачами освоения речных транспортных маршрутов и задействования в транспортной системе зон отчуждения и объектов ж/д транспорта;
1.3.5. Развитие сети маршрутов общественного транспорта с максимальным приближением остановок городского транспорта и системы маршрутов к объектам социальной сферы, а также разработка социально ориентированных маршрутов с использованием пассажирского низкопольного транспорта для инвалидов и иных категорий лиц с ограниченными возможностями в целях обеспечения их социальной мобильности, получения образовательных, медицинских и иных услуг.
1.4. Упорядочение использования существующих парковочных пространств и расширение площадей парковки и хранения автотранспорта, что предполагает:
1.4.1. Активизацию освоения подземного пространства ЦАО для размещения и расширения сети гаражей и паркингов, а также для создания возможностей резкого сокращения объемов наземной парковки автотранспорта на улично-дорожной сети;
1.4.2. Строительство многоярусных гаражей и паркингов, с внедрением принципов приоритетности и нормативов подобного строительства при перепрофилировании, реорганизации и (или) выводе промышленных зон, а также при выводе объектов или использовании зон отчуждения железной дороги;
1.4.3. Совершенствование и развитие системы эвакуации неправильно припаркованного автотранспорта, с одновременным увеличением ограничений наземной парковки на улично-дорожной сети (в т.ч. за счет внедрения системы дифференцированных цен на парковку в городе с их зонированием и ростом по мере приближения к центру), а также с усилением ответственности граждан за соблюдение правил парковки и хранения автомобилей, а также с максимальным распространением системы эвакуации не только на основных магистралях центра, но и на улично-дорожной сети в целом;
1.4.4. Повышение, в условиях расширения практики эвакуации автотранспортных средств, эффективности работы информационных служб округа и города (в том числе, в интерактивном режиме) в части передачи владельцам транспортных средств информации о перемещенных автомобилях, а также совершенствование практики оформления и оплаты административных штрафов и процедур возвращения автовладельцам их транспортных средств;