Рассмотрев проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.М.Буратаевой, В.В.Рязанским, И.И.Гильмутдиновым, В.В.Гребенниковым, В.Е.Оськиной, К.Ж.Давлетовой, Е.Е.Блохиным, В.П.Войтенко, В.А.Дубовиком, М.В.Баржановой, В.Н.Ивановой, Л.В.Пепеляевой, членом Совета Федерации А.А.Турчаком, Московская городская Дума
постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв на проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 428343-4
"О государственной молодежной политике
в Российской Федерации"
Московской городской Думой рассмотрен проект федерального закона N 428343-4 "О государственной молодежной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Учитывая, что в настоящее время в законодательстве отсутствует четкая система и единообразие в регулировании отношений в области государственной молодежной политики, данный законопроект крайне актуален.
Законопроект призван на федеральном уровне закрепить правовые основы целостной государственной молодежной политики в Российской Федерации и регламентировать правовые отношения, уже сложившиеся в процессе ее реализации.
Так, в законопроекте дается четкое определение основополагающих в этой области понятий, в том числе понятия "государственная молодежная политика", устанавливаются ее основные направления и принципы, определяются полномочия органов государственной власти разного уровня и органов местного самоуправления в данной сфере, меры и механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Положительной новацией является законодательное закрепление норм о ежегодном докладе федерального органа по работе с молодежью о положении молодежи в Российской Федерации, а также определение видов, порядка принятия и корректировки таких основных программных документов федерального значения для реализации молодежной политики, как стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации и целевая программа "Молодежь России".
Вместе с тем к законопроекту имеются следующие замечания.
1. Основной целью законопроекта согласно части 2 статьи 1 является создание условий и гарантий для социального становления молодых граждан, развития и реализации потенциала молодежи в интересах государства. При этом согласно законопроекту "молодые граждане (молодежь) - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет включительно". Между тем практика показывает, что окончательное социальное становление молодого человека происходит, как правило, в период между 25 и 30 годами. Именно в этот период молодые люди заканчивают свое образование, в том числе вечернее или заочное, перестают считаться "молодыми специалистами" и добиваются определенной стабильности в профессиональном плане, а также создают семьи.
Кроме того, установление верхней границы возраста в 25 лет:
а) вступает в противоречие с определением понятия "молодая семья", данным в этом же законопроекте, в соответствии с которым верхняя граница возраста супругов определена в 30 лет;
б) ведет к противоречию понятия "молодежное общественное объединение", данного в законопроекте, с нормами Федерального закона от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", согласно которым государственная поддержка может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет.
Также нельзя не учитывать, что те единичные нормативные правовые акты федерального уровня, которые регулируют вопросы государственной молодежной политики и на которые длительное время опирались в своей деятельности органы власти субъектов Российской Федерации, определяют возрастные критерии понятий "молодые граждане" и "молодежь" в границах 14-30 лет. Данные возрастные критерии установлены, например, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
2. Согласно законопроекту "молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 30 лет". Данное понятие раскрывается в целях определения мер государственной поддержи молодым семьям. В связи с этим представляется целесообразным предоставить субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать границу возраста супругов исходя из демографической ситуации, складывающейся в регионе. На основании изложенного предлагается пункт 2 статьи 3 законопроекта изложить в следующей редакции:
"2) молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 30 лет, если иное не предусмотрено законодательными актами субъекта Российской Федерации;".
3. Учитывая положения части 2 статьи 2 и статьи 4 законопроекта, определяющие круг субъектов осуществления государственной молодежной политики, необходимо расширить определение понятия "работа с молодежью", данное в пункте 4 статьи 3 законопроекта.
4. Последнее предложение части 2 статьи 10 исключить, так как оно противоречит положениям статьи 8 законопроекта, определяющей круг вопросов государственной молодежной политики, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это относится, в частности, к таким направлениям, как подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников молодежной сферы, государственная поддержка молодой семьи и молодежных общественных объединений.
5. В последние 10 лет идет бурный процесс создания молодежных консультативно-совещательных структур, действующих при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (общественные молодежные палаты, парламенты, правительства, советы и т.д.), а также органов молодежного самоуправления в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях. Однако в законопроекте данное явление никак не отражено. Необходимо определить такие понятия, как "молодежный совещательный орган" и "орган молодежного самоуправления", а также статус этих органов, поскольку в законодательстве они не определены. В противном случае эти вопросы опять останутся неурегулированными, что отрицательно скажется на формировании и реализации целостной государственной молодежной политики.
После внесения соответствующих изменений законопроект сможет заполнить правовые пробелы, существующие в законодательстве в области государственной молодежной политики, создать правовую основу для его дальнейшего совершенствования, а также для целостной реализации государственной молодежной политики на территории Российской Федерации.
На основании изложенного Московская городская Дума поддерживает законопроект с учетом предложенных замечаний.
Редактор проекта:
депутат Московской городской Думы
И.Я.Великанова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка Московской городской Думы