1.1. Законодательная и нормативная база развития системы публичных торгов и защиты конкуренции в городе Москве:
- законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам размещения государственного заказа и защиты конкуренции: федеральные законы: от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 31.12.2005 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 02.02.2006 N 19-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 27.07.2006 N 142-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", от 20.04.2007 N 53-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 24.07.2007 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" соответствующие акты Правительства Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года N 1033-ПП - см. предыдущую редакцию).
- документы стратегического планирования, утвержденные в установленном порядке актами Российской Федерации и города Москвы или находящиеся в стадии разработки: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в частности, Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007), Стратегия развития города Москвы на период до 2025 года, иные документы государственного и городского стратегического планирования;
- законодательные и нормативные правовые акты города Москвы по вопросам развития бюджетной системы города Москвы, развития единой системы торгов в городе Москве, размещения государственного заказа и проведения инвестиционных торгов в городе Москве.
1.2. Основные результаты развития единой системы торгов в городе Москве.
В городе Москве сформирована Единая система размещения государственного заказа, которая является централизованной и унифицированной по нормативно-методическому обеспечению и по информационному обеспечению (автоматизированная информационная система, сайт в сети Интернет, печатный орган) и распределенной (двухуровневой) в части организации размещения заказа (торги, проводимые Тендерным комитетом и непосредственно государственными заказчиками в соответствии с функциональными обязанностями и полномочиями). Обеспечено системное планирование проведения торгов, открытость и гласность процедур проведения торгов, соблюдение законных прав и интересов участников торгов, методическое и нормативное правовое обеспечение торгов, организовано обучение, повышение квалификации и аттестация кадров по вопросам торгов, обеспечено проведение аукционов в электронной форме в режиме реального времени (абзац в редакции постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года N 1033-ПП - см. предыдущую редакцию).
Размещаемые на конкурсной основе государственные заказы разбиты на два уровня. К 1-му уровню отнесены закупки свыше 10 млн.руб. и подрядные работы свыше 20 млн.руб. Торги по размещению государственных заказов 1-го уровня проводятся централизованно Тендерным комитетом, а государственные заказы 2-го уровня размещаются в отраслевых структурах города и его административных округах.
В 2004 году Тендерным комитетом введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система ведения Единого реестра контрактов и торгов (ЕАИСТ) - общегородская информационная система, обеспечивающая системное управление процессом размещения государственного заказа города Москвы, работающая во взаимодействии с другими автоматизированными информационными системами города. Средствами ЕАИСТ обеспечивается автоматизация и учетная регистрация всех процедур размещения заказа и государственных контрактов, без которой финансовыми органами города Москвы не принимаются к исполнению платежные обязательства. Система позволяет обеспечить единую регламентацию всех процедур размещения государственного заказа, начиная с планирования и до момента исполнения обязательств по договору.
В рамках ЕАИСТ создана и функционирует разветвленная система Реестров, включающая, наряду с Реестром государственных и инвестиционных контрактов, Реестр торгов и запросов котировок, в котором содержится основная информация о проводимых в городе конкурсах, аукционах, запросах котировок, Реестр поставщиков, Реестр государственных заказчиков, Реестр специалистов, Реестр комиссий по размещению государственного заказа и др.
Важной составляющей ЕАИСТ является аналитический модуль, в котором информация, получаемая в других модулях, консолидируется в данные статистической отчетности, обобщается в виде данных, характеризующих результат размещения городского заказа и эффективность деятельности государственных заказчиков - получателей бюджетных средств по его размещению. Аналитический модуль позволяет реализовать мониторинг процесса размещения городского заказа, включая такие стадии, как планирование, подготовка торгов, проведение торгов, заключение и исполнение государственного контракта. Результаты анализа используются при формировании планов и программ на последующие годы.
Одним из приоритетных направлений развития системы размещения государственного заказа в 2006 году было определено формирование общегородской системы торговых площадок на окружном и отраслевом уровнях. На основании соответствующих распорядительных документов Правительства Москвы в первом полугодии 2006 года префектурами административных округов города Москвы были оборудованы и введены в эксплуатацию, при согласовании с Тендерным комитетом, 10 окружных торговых площадок. В конце второго полугодия 2006 года - начале 2007 года отраслевыми департаментами города Москвы были введены в эксплуатацию 7 отраслевых торговых площадок. В дальнейшем планируется ввод в эксплуатацию еще 7 отраслевых торговых площадок. На конкурсной основе определены специализированные организации (операторы), обеспечивающие работу 3 электронных торговых площадок города.
Основные показатели по размещению государственного заказа за период 2006 года - I квартал 2007 года.
Всего в 2006 году в городе Москве проведено 42,7 тысячи конкурсов, аукционов, запросов котировок. Объем размещенного государственного заказа составил 293,1 млрд.рублей. Снижение стартовых цен составило около 22,8 млрд.рублей (7,8%).
Более 60% городского заказа по стоимости размещено на торгах Тендерного комитета (размещение государственного заказа I уровня, осуществляемое Тендерным комитетом во взаимодействии с государственными заказчиками). При этом 90% торгов по количеству проведено государственными заказчиками (при стоимости заказа около 40%).
В I квартале 2007 года всего в городе Москве проведено 29 тысяч конкурсов, аукционов, запросов котировок. Объем размещенного государственного заказа составил 161 млрд.рублей. Снижение стартовых цен составило около 13 млрд.рублей (8%).
В городе Москве все системные и процедурные задачи по размещению государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ реализованы, нормативная правовая база, регулирующая размещение заказов, приведена в соответствие с данным Федеральным законом. Реализация требований закона обеспечивается созданной в городе Москве инфраструктурой, включающей в себя программно-аппаратные средства информационной системы автоматизированного учета и регистрации всех процедур размещения заказа и государственных контрактов.
Дополнительные финансовые средства были привлечены в бюджет города Москвы за счет организации и проведения торгов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов. Всего Тендерным комитетом в 2006 году было подготовлено и выставлено на инвестиционные торги 73 объекта (лота) различного функционального назначения общей ориентировочной начальной стоимостью лотов 8,76 млрд.рублей. Из указанного количества объектов торги состоялись по 51 объекту (лоту) с общей начальной стоимостью 2,13 млрд.рублей. В результате торгов данные объекты были проданы на общую сумму 5,509 млрд.рублей. Превышение начальной стоимости объектов (лотов) составило 3,38 млрд.рублей (158,5%).
К настоящему времени заложены основы Единой торговой площадки города Москвы как элемента инфраструктуры размещения городского заказа, привлечения на конкурсной основе инвестиций в реализацию инвестиционных градостроительных проектов, организации и проведения иных торгов в городе Москве, базирующейся на единстве нормативно-правовых, методических, информационных и организационных принципов.
1.3. Задачи развития системы публичных торгов в городе Москве:
- обеспечение исполнения требований федерального законодательства по вопросам размещения государственного заказа и защиты конкуренции;
- повышение эффективности размещения городского заказа и расходования бюджетных средств;
- повсеместное внедрение планового подхода при размещении городского заказа, организации и проведении инвестиционных торгов;
- обеспечение управляемости единой системы размещения городского государственного заказа в процессе ее развития;
- унификация, повышение эффективности и прозрачности конкурсных процедур, связанных с привлечением инвестиций в градостроительные проекты;
- создание инфраструктуры для эффективного развития городского хозяйства, размещения городского заказа и проведения инвестиционных торгов в условиях продолжающегося экономического роста.
1.4. Перспективы развития единой системы торгов в городе Москве.