Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2007 года N 427-ПП

Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 30 июля 2019 года N 944-ПП
____________________________________________________________________

Реализация системного подхода к управлению охраной окружающей среды на предприятиях и внедрение системы экологического менеджмента направлены на достижение предприятиями определенного уровня экологической эффективности, который позволит свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду и повысит ответственность за ее качество.

В целях обеспечения необходимых мер для создания и внедрения системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы, во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 20 мая 2005 года N 867-РП "О мероприятиях, направленных на снижение негативного воздействия лакокрасочных материалов на окружающую среду" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Методические рекомендации по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.

2. Рекомендовать организациям (предприятиям), осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов, использовать настоящие Методические рекомендации.

3. Принять к сведению готовность АНО "Московский экологический регистр" (далее - АНО "МЭР") - центрального органа системы добровольной сертификации оказывать консультационные услуги предприятиям, осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов.

4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии АНО "МЭР" обеспечивать консультационную помощь предприятиям, осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов по внедрению системы управления окружающей средой.

5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в месячный срок разместить настоящее постановление на официальном интернет-сайте и провести информирование предприятий через имеющиеся медиаресурсы.

6. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 29 мая 2007 года N 427-ПП

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы

1. Введение


Методические рекомендации предназначены для:

- организаций, производящих и потребляющих лакокрасочные материалы, создания и внедрения СУ ОС (далее - предприятия);

- научных работников, осуществляющих разработку и внедрение лакокрасочных материалов.

Создание СУОС целесообразно начинать с экологического аудита деятельности предприятия с целью получения необходимых исходных данных, их обобщения и анализа. Зафиксированное на начальном этапе создания СУОС исходное (базовое) экологическое состояние дает предприятию возможность в дальнейшем отслеживать динамику его изменения во времени.

Предварительное оценивание воздействия деятельности организации на окружающую среду необходимо для получения полного, систематизированного представления о характере и величине этого воздействия и должно охватывать четыре ключевые области:

- соблюдения требования законодательных и нормативных документов;

- идентификации важных экологических аспектов;

- изучения всех существующих методов и процедур, используемых в осуществлении природоохранной деятельности;

- оценки информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий, связанных с воздействиями на окружающую среду.

Во всех случаях следует уделять внимание нормальным и аномальным рабочим процессам в рамках предприятия, а также потенциальным аварийным условиям и возможности реагирования на них.

Результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду документально оформляются.

В общем случае порядок организации и проведения предварительного оценивания предусматривает выполнение следующих работ:

- создание аналитической группы для выполнения работ;

- назначение специального представителя руководства предприятия по СУОС;

- определение перечня проблем, подлежащих изучению (например, снижение выбросов летучих органических соединений (ЛОС) при производстве и применении лакокрасочных материалов (ЛКМ), переработка и повторное использование отходов производства);

- определение методов и инструментов, посредством которых должно проводиться изучение проблем;

- составление планов работ и их выполнение;

- документированное оформление результатов предварительного оценивания;

- доведение результатов оценивания до заинтересованных лиц.

Аналитическую группу целесообразно создавать из специалистов экологической службы с привлечением компетентных специалистов других подразделений.

Аналитическая группа должна возглавляться специальным представителем руководства предприятия, который имеет полномочия для того, чтобы:

- гарантировать, что требования СУОС выполняются на уровне, соответствующем ИСО 14001;

- представлять отчеты о функционировании СУОС руководству предприятия для анализа и совершенствования системы экологического менеджмента.

Специальный представитель, члены аналитической группы назначаются приказом (приказами) руководителя предприятия и обеспечиваются ресурсами, позволяющими провести работы в соответствии с ИСО 14001.

Разработка и внедрение СУОС может проводиться специалистами предприятия, прошедшими обучение, или специалистами других организаций.

Перечень вопросов, подлежащих изучению в процессе оценивания текущего состояния деятельности предприятий, связанных с производством лакокрасочных материалов:

- анализ местоположения предприятия с позиций воздействия его деятельности на окружающую среду. Например, близость к жилой застройке, местам природной или культурной значимости, сельскохозяйственным угодьям; расположение розы ветров, топография, гидрология, география и история местности;

- выбор и систематизация природоохранных законодательных актов и нормативных документов, обязательных для применения на предприятии;

- определение экологических аспектов и оценка воздействия предприятия на окружающую среду (источники воздействия, фактические экологические характеристики деятельности предприятия);

- анализ существующих, используемых в практике природоохранной деятельности, методов и процедур;

- анализ мнений различных сторон, заинтересованных в природоохранной деятельности предприятия.

Результаты оценивания документируются в форме отчета, в заключительной части которого приводятся основные выводы и рекомендации. Форма отчета по деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду приведена в приложении 1.

Отчет доводится до сведения руководителя предприятия, членов Координационного совета.

Для предприятий, занятых производством лакокрасочных материалов, характерно косвенное воздействие на окружающую среду, которое проявляется и при использовании ЛКМ.

Аналитической группой разрабатывается Положение об аудиторской группе, которое утверждается руководителем предприятия. В Положении рекомендуется отразить необходимые мероприятия, порядок их выполнения, ответственных лиц, осуществляющих контроль, вопросы информирования руководства предприятия, документально оформляется процедура проведения периодического оценивания воздействий деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду и эффективности использования им природных ресурсов.

По результатам первичной оценки, в дальнейшем определяются полномочия и круг обязанностей представителя руководства предприятия по СУОС на этапе разработки системы и обязанности персонала. С этой целью полезно использовать практику издания руководством предприятия необходимых приказов и распоряжений.

Представляется также целесообразным разработать блок-схемы основных производственных процессов конкретного предприятия, оказывающих воздействие на окружающую среду, которые можно использовать в обучении персонала.

2. Экологическая политика


Экологическая политика провозглашает намерения руководства в отношении взаимодействия с окружающей средой и является основой для выработки целей ее текущего и долговременного развития в СУОС. Экологическая политика устанавливается с учетом общего направления хозяйственной деятельности, экологических аспектов, состояния окружающей среды, требований законодательных и других нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия в области охраны окружающей среды.

Ответственным за формирование экологической политики и внедрение политики, своевременную актуализацию является руководитель предприятия. Определяя экологическую политику, руководитель предприятия должен обеспечить, чтобы политика:

- учитывала специфику предприятия;

- соответствовала характеру, масштабу воздействия на окружающую среду деятельности предприятия, его продукции и услуг;

- включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

- включала обязательство в отношении соответствия природоохранному законодательству, регламентам и другим требованиям;

- предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

- документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всего персонала;

- была доступна для общественности.

При формировании экологической политики предприятия по производству ЛКМ необходимо учитывать следующее:

- цели и направления деятельности организации;

- соответствие руководящим документам по охране окружающей среды, требованиям законодательных, нормативных актов, за соблюдение которых предприятие несет ответственность;

- мнения заинтересованных сторон;

- предотвращение аварийных загрязнений окружающей среды;

- согласованность с другими аспектами административной политики предприятия, например, в области качества, охраны здоровья и обеспечения безопасности персонала;

- специфические местные и региональные условия.

При разработке экологической политики целесообразно:

- оценить благоприятные возможности предприятия по охране окружающей среды;

- оценить риски при решении задач в области охраны окружающей среды;

- использовать реестр экологических аспектов и их воздействий на окружающую среду;

- определить пути решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Как документ экологическая политика формируется в виде простого, ясного заявления (декларации). Объем документа, как правило, не более одной страницы. Он подписывается руководителем предприятия с обязательным указанием даты подписи.

Экологическая политика вводится в действие приказом, который доводится до сведения руководителей подразделений и служб.

Причинами пересмотра экологической политики могут быть различные объективные обстоятельства - изменения в законодательстве, изменения в экологической ситуации в районе расположения предприятия и др., в результате которых заявленные в политике обязательства не могут быть реализованы или когда они недостаточно эффективны.

Основным средством реализации экологической политики предприятия служит система экологического менеджмента.

Вариант экологической политики предприятия по производству лакокрасочных материалов представлен в приложении 2.

3. Требования законодательных и нормативных документов


Все требования законодательных актов и других нормативных документов, связанных с экологическими аспектами, вносятся разработчиками в руководящие документы предприятия (СТП, регламенты и др.).

Идентифицированные документы включаются в Реестр природоохранных документов (далее - Реестр). Весь формируемый фонд документов целесообразно систематизировать по определенному признаку, например, группы (виды) воздействий на окружающую среду экологических аспектов предприятия.

Вариант формы Реестра природоохранных документов представлен в приложении 3.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»