Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году

Введение


Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года N 43 "Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве" и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.

В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей, информация, предоставленная органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, сведения, полученные в ходе участия в совещаниях, встречах, конференциях и "круглых столах", на которых обсуждались вопросы защиты прав и интересов детей, посещения различных государственных учреждений для несовершеннолетних, в чьи обязанности входит защита прав и интересов ребенка, официальные статистические данные по городу Москве.

2006 год для многих российских детей, семей с детьми, экспертного сообщества, специалистов, работающих в интересах детей, стал годом надежд и ожиданий. Президент Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года в качестве важнейших проблем страны, требующих незамедлительного решения, определил демографию, необходимость финансовой и иной поддержки молодых семей, женщин, принявших решение родить и поднять на ноги ребенка, создание федеральной и региональных программ по сокращению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, и стимулированию их устройства на воспитание в семьи, изменение отношения всего общества к семье и ее ценностям.

Однако следует констатировать, что большинство надежд и ожиданий оказались нереализованными. Многие граждане, эксперты с сожалением говорят об очередном разочаровании в связи с огромным несоответствием между заявленными высшим должностным лицом государства декларациями и реальными практическими действиями федеральных властей.

В 2006 году началась реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилищной сфере. Приняты решения о материнском (семейном) капитале, об увеличении размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и стоимости родовых сертификатов, о компенсации семьям затрат на детское дошкольное воспитание. Установлен федеральный стандарт поддержки семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: единовременное пособие при всех формах семейного устройства - 8000 рублей; ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье - 4000 рублей; заработная плата приемного родителя - 2500 рублей ежемесячно за воспитание каждого приемного ребенка.

Но очевидно, что национальные проекты носят фрагментарный, дискретный характер и не имеют своей целью создание системы обеспечения и защиты прав детей. Реализация мер, предложенных в послании Президента Российской Федерации, направлена не на улучшение положения семьи, комплексную защиту прав и интересов детей, а на повышение рождаемости и улучшение демографической ситуации в стране.

Таким образом, в 2006 году в Российской Федерации не произошло системных изменений в области признания, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей со стороны государства. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства.

1. Несмотря на неоднократные обращения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, специалистов, экспертного сообщества к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, так и не был образован федеральный орган исполнительной власти, призванный разрабатывать и осуществлять демографическую политику и политику в интересах детей, семей с детьми, содействовать реализации прав детей, обеспечивать эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работы в отношении детей, обеспечивать контрольные функции и правовое регулирование в сфере своей деятельности, методическую и координационную работу с аналогичными органами исполнительной власти регионов, органами опеки и попечительства, сотрудничество с общественными организациями, мониторинг и оценку ситуации.

Этот государственный орган должен отвечать перед Президентом и Правительством Российской Федерации за результативность работы по профилактике социального сиротства, преодолению семейного и детского неблагополучия, развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите.

2. В 2006 году не был принят проект федерального конституционного закона "О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в части создания ювенальных судов, принятый в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 15 февраля 2002 года.

Президент Российской Федерации, руководители всех федеральных ветвей власти публично как будто бы поддерживают создание ювенальных судов, признают, что это будет шагом вперед в создании комплексной системы правовой защиты детства, станет реальным вкладом в реализацию в нашей стране Конвенции о правах ребенка и исполнением взятых на себя международных обязательств.

Но на деле ничего не происходит. За пять лет федеральные власти кроме "обсуждений" и "заверений" так ничего и не сделали для реального создания ювенальных судов. При этом игнорируется положительный опыт работы судов Ростовской области и некоторых других регионов, использующих ювенальные технологии: выносятся более взвешенные, обоснованные и законные судебные постановления по гражданским и уголовным делам, резко снижается рецидивная преступность среди тех подростков, дела которых рассматривал ювенальный судья. Суды активно используют практику частных определений в адрес тех государственных и муниципальных органов, организаций и должностных лиц, в результате действий (бездействия) которых были созданы предпосылки для совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний.

3. Правительство Российской Федерации в 2006 году окончательно отказалось от разработки и принятия Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национального плана действий в интересах детей) и Комплекса первоочередных мер по их реализации. Предыдущий Национальный план действий в интересах детей, рассчитанный до 2000 года, был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года N 942.

Таким образом, несмотря на массовые и системные нарушения базовых конституционных прав детей, взятые на себя международные обязательства, Правительство Российской Федерации отказывается выполнять принятые 10 мая 2002 года на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН положения Декларации и Плана действий "Мир, пригодный для жизни детей", в соответствии с которыми каждое государство обязано принять Национальный план действий в интересах детей как основополагающий документ по осуществлению государством целостной и скоординированной политики, направленной на обеспечение выживания, защиты и развития детей.

4. По информации, имеющейся у Уполномоченного, Правительство Российской Федерации за три года не подготовило ни одного законопроекта по защите прав и интересов детей, за исключением законопроектов о материнском (семейном) капитале и пособиях гражданам, имеющим детей, в связи с реализацией положений ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году.

5. В 2006 году, как и в предыдущие годы, в Российской Федерации не созданы реальные условия для обеспечения детей и семей с детьми доступной квалифицированной юридической помощью. При этом статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" принят Закон города Москвы от 4 октября 2006 года N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве". Аналогичные законы приняты в ряде других субъектов Российской Федерации.

Как правило, в соответствии с указанными законами адвокаты (применительно к вопросам, рассматриваемым в настоящем докладе) оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума соответствующего региона, по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, инвалидам I группы при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий. Кроме того, бесплатная юридическая помощь адвокатами оказывается несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Совершенно очевидно, что ограничение категорий граждан, которые могут воспользоваться бесплатной юридической помощью адвокатов, а также случаев, когда они могут обратиться за такой помощью, не является надлежащим исполнением со стороны государства положений статьи 48 Конституции Российской Федерации по отношению к нуждающимся семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, непонятен механизм оказания бесплатной юридической помощи адвокатами несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы.

По этому поводу Уполномоченным 10 января 2007 года было направлено письмо президенту Адвокатской палаты города Москвы Резнику Г.М., однако ответ до настоящего времени так и не поступил.

6. По сообщениям СМИ, информации, полученной от уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, крайне тяжелым остается положение детей-инвалидов. Это касается вопросов материального положения семей, в которых они воспитываются, предоставления необходимого ухода, обеспечения лекарствами и средствами реабилитации и их качества, разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации, улучшения жилищных условий, реализации права на образование.

Еще более трагична ситуация с детьми-инвалидами, проживающими в государственных стационарных учреждениях системы социальной защиты населения. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации подготовил специальный доклад "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации".

Учитывая огромный профицит федерального бюджета последних лет, колоссальные средства, собранные в Стабилизационном фонде Российской Федерации, непонятен цинизм федеральных властей, имеющих возможность, но не желающих обеспечить детям-инвалидам ведение полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию.

В конце 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Положения Конвенции затрагивают в том числе вопросы защиты прав детей-инвалидов и граждан, являющихся инвалидами с детства. Уверен, что в ближайшее время эта Конвенция будет ратифицирована Российской Федерацией.

Однако важно не только ратифицировать новые международные правовые акты, защищающие права детей-инвалидов, которые в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации становятся составной частью правовой системы нашей страны. Необходимо употребить политическую волю и использовать имеющиеся в России ресурсы для полного обеспечения прав детей-инвалидов, установленных действующими нормами международного права и федерального законодательства.

7. В 2006 году Президент Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации с горечью говорил, что иностранцы больше усыновляют наших детей, чем российские граждане.

Однако ни Министерство образования и науки Российской Федерации, ни Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации до сих пор так и не предложили внятной программы профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически переложив ответственность за решение данной проблемы на субъекты Российской Федерации.