Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году

О защите жилищных прав молодых инвалидов,
проживающих в стационарных учреждениях
Департамента социальной защиты населения
 города Москвы


Накануне Международного дня защиты детей - 1 июня 2006 года - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Лукин В.П. представил специальный доклад "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации". И это неслучайно, потому что этим ребятишкам без специальной подготовки, особой помощи и защиты со стороны государства и общества не расширить границы доступного им мира, не приобщиться к современным достижениям цивилизации, не найти себя в предстоящей взрослой жизни.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, предполагает гуманное к ним отношение, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации не только социальных, экономических, политических прав, но и активного использования личностного потенциала, возможности интеграции в социум.

В жизнедеятельности любого человека социализация представляет исключительную важность, так как связана с личностью, ее формированием, воспитанием, становлением, приобретением навыков общения и взаимодействия личности с окружающей средой.

Особое значение имеет социализация лиц с задержкой интеллектуального развития, находящихся в условиях стационарного учреждения, где имеется специфика ограниченного социального пространства с недостаточностью развивающего воздействия окружающей среды, с невозможностью получения полноценного общения и использования широких социализирующих мероприятий.

Очевидно, что для успешного решения задач социализации молодых инвалидов, находящихся в условиях стационарных учреждений, большое значение имеет обеспечение их жильем в порядке и на условиях, установленных законом.

В 2006 году к Уполномоченному поступило более 15 обращений от лиц в возрасте до 30 лет, проживающих в психоневрологических интернатах города (ПНИ), которые в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей и имеют в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы право на дополнительные гарантии по социальной защите, с просьбой об оказании им помощи в реализации права на обеспечение жильем. Мне также известно, что аналогичные обращения поступали в Администрацию Президента Российской Федерации, депутатам Московской городской Думы, в органы прокуратуры, различные общественные организации.

В целях изучения сложившегося в городе Москве положения дел с предоставлением жилых помещений лицам указанной категории Уполномоченный и сотрудники его аппарата ознакомились с ситуацией в отдельных психоневрологических интернатах, проанализировали имеющиеся данные о предоставлении молодым инвалидам жилых помещений, изучили десятки жилищных ситуаций по заявлениям указанных лиц.

Уполномоченным установлено, что в 16 стационарных учреждениях города проживает 2000 человек, из них 836 - с рождения или раннего возраста имеют юридически установленный статус "ребенок-сирота" или "ребенок, оставшийся без попечения родителей", а значит, имеют законное право на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения. 27 человек по заключению учреждений медико-социальной экспертизы могут проживать самостоятельно. Как правило, эти ребята работают на штатных должностях в психоневрологических интернатах, в которых они проживают, а 106 человек работают за пределами своих интернатов.

Однако зачастую молодые инвалиды, проживающие в ПНИ, получить жилье не могут и, не находя помощи в своих учреждениях, вынуждены для решения своего жилищного вопроса в течение нескольких лет обивать пороги самых разных учреждений.

В период с 2000 по 2006 год, т.е. за 6 лет реализации постановления Правительства Москвы от 31 августа 1999 года N 797 "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов", в соответствии с указанным нормативным правовым актом по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями обеспечены 50 воспитанников ПНИ. Наибольшее количество жилых помещений предоставлено в 2000 году - 21 квартира, тогда жилищные вопросы сирот были решены ПНИ N 4, 12, 16, 18, 20, 30, Реабилитационным центром для инвалидов и другими учреждениями.

Но в 2001 году и в последующие годы количество квартир, предоставленных лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим в ПНИ, резко уменьшилось (в 2001 году - 5 квартир, в 2002 году - 7, в 2003 году - 5 , в 2004 году - 5, в 2005 году - 2). При этом многие учреждения (ПНИ N 2, 3, 10, 12, 13, 22, 23, 25, 26, и другие) не обеспечили жильем ни одного своего сироту на протяжении указанного 6-летнего периода, что вызывает справедливый вопрос: неужели за такой длительный срок указанным учреждениям не удалось реабилитировать и адаптировать к условиям самостоятельной жизни ни одного молодого инвалида-сироту? И как влияет этот показатель на оценку эффективности деятельности учреждений?

Казалось бы, если проживающий в ПНИ инвалид-сирота имеет законные основания на получение жилого помещения, то он должен быть обеспечен жильем как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке.

Однако в городе Москве сложилась непонятная и незаконная практика, когда молодых инвалидов, являющихся сиротами, ставят на учет по месту расположения ПНИ в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды с детства", что исключает возможность обеспечения указанных лиц жильем вне очереди. Это означает, что многие из указанных инвалидов-сирот уже никогда не смогут адаптироваться к самостоятельной жизни и обречены на пожизненное проживание в стенах психоневрологических интернатов.

По сведениям, имеющимся в распоряжении Уполномоченного, в городе Москве на жилищный учет по категории "инвалиды с детства" в период с 2002 по 2005 год поставлено 17 человек, проживающих в стационарных учреждениях (9 человек из ПНИ N 16; 4 - из ПНИ N 20; 1 - из пансионата для ветеранов труда N 6; 3 - из других учреждений). Два человека из этой очереди уже получили жилье в 2006 году как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по ходатайству Уполномоченного. К моему удивлению, выяснилось, что остальные 15 человек также являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит, должны получать жилье не как инвалиды в отдаленной перспективе, а как сироты во внеочередном порядке.

Другой пример. Администрация ПНИ N 20 поставила в 2003 году на жилищный учет по категории "инвалиды с детства" четырех сирот, которые по заключению Главного бюро МСЭ по городу Москве могли проживать самостоятельно еще в 2002 году, однако и до настоящего времени они продолжают находиться в стенах стационарного учреждения без перспективы на скорое получение жилья.

Мне также известно о 13 молодых инвалидах-сиротах, проживающих в ПНИ N 4, которые до сих пор не поставлены вообще на какой бы то ни было учет по обеспечению жильем.

Почему же стало возможным такое положение дел?

Я полагаю, что сложившаяся порочная практика постановки сирот на жилищный учет по категории "инвалиды с детства" в значительной степени определилась позицией начальника отдела стационарных учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы Мамонкиной Н.В., которая утверждает, что постановление Правительства Москвы "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ-интернатов" на указанных лиц не распространяется, так как они уже достигли возраста 23 лет. На обращения проживающих в ПНИ по поводу реализации права на внеочередное обеспечение жильем Мамонкина Н.В. отвечает, что жилищный вопрос лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, может быть решен лишь в соответствии с Законом города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы". Такие же неверные разъяснения, к сожалению, получают и руководители стационарных учреждений.

Однако доводы начальника отдела стационарных учреждений Департамента социальной защиты населения города Москвы не имеют под собой юридических оснований. Так, в указанном постановлении Правительства Москвы от 31 августа 1999 года N 797 вообще нет ограничений по возрасту.

Кроме того, в соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации право гражданина на жилище неотчуждаемо и действует непосредственно, то есть если по причинам, от гражданина независящим, оно не реализовано, то должно быть реализовано после обращения гражданина в уполномоченные органы.

Верховный Суд Российской Федерации (Обзор судебной практики за II квартал 2006 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 27 сентября 2006 года) разъяснил, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения не является.

Статья 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что "в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов".

Действительно, статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" регламентирует порядок обеспечения инвалидов жилой площадью. Так, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жильем в установленном законом порядке. Однако лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения, вообще никакого жилья не имеют и нуждаются, таким образом, не в улучшении жилищных условий, а в предоставлении жилья.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Результатом непонимания законодательства со стороны специалистов Департамента социальной защиты населения города Москвы стало резкое снижение за последние 3-4 года количества жилых помещений, предоставленных молодым инвалидам-сиротам из стационарных учреждений, которые имеют для этого все законные основания.

Позиция Уполномоченного состоит не в том, чтобы вывести из стационарных учреждений системы социальной защиты населения на самостоятельное проживание всех молодых инвалидов-сирот, без учета состояния их психического здоровья и способности к самостоятельному проживанию. Но считаю незаконным и недопустимым волокиту и саботаж в решении вопросов по предоставлению им жилища, что обрекает беззащитных людей, имеющих право жить самостоятельно, на безнадежное многолетнее ожидание жилья в стенах стационарного учреждения, а, по сути, на исключение их из жизни общества.

Тем более жизнь показывает, что если с молодыми инвалидами проводится серьезная работа по их социально-бытовой адаптации, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации, их удается достаточно успешно интегрировать в общество. Так, из 20 человек, получивших квартиры в 2000 году, по окончании действия договоров в 2005 году лишь с двумя договоры безвозмездного пользования заключены на новый срок, с остальными 18 бывшими воспитанниками ПНИ заключены договоры социального найма.

На сегодняшний день Уполномоченному известно о более чем 30 молодых инвалидах-сиротах, которые по состоянию здоровья могут проживать самостоятельно, работают и имеют право на внеочередное получение жилья. Но в реальности эта цифра значительно выше.