В Заключительных замечаниях (пункт 86) Комитет ООН по правам ребенка рекомендует гарантировать полную реализацию стандартов правосудия в отношении несовершеннолетних, в частности закрепленных в статьях 37, 39 и 40 Конвенции о правах ребенка, а также других стандартов ООН, включая Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде).
В процессе реализации судебно-правовой реформы все очевиднее становится необходимость новых подходов к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних. Наиболее важной задачей в этой области на современном этапе является формирование ювенальной юстиции. Говорится об этом много лет и на самых различных уровнях, внесен соответствующий законопроект о создании ювенальных судов, принятый Государственной Думой в первом чтении 15 февраля 2002 года. Однако дело дальше не идет, хотя эта проблема является актуальной для всех регионов.
Система ювенальной юстиции - это не только специализированные суды в отношении подростков-правонарушителей, но и суды по рассмотрению гражданских дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних, а также другие органы системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Прежде всего, это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые еще не стали головной структурой (как это предусмотрено законом) в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних. Указанные комиссии занимаются в основном административной практикой, привлекая к ответственности нерадивых родителей, путем наложения на них штрафов, которые редко исполняются и не приносят никакого видимого эффекта. Самое главное - отсутствует требовательность комиссий к тем органам и учреждениям, которые недорабатывают и забывают о своем предназначении, то есть о защите прав того или иного ребенка.
Говоря о ювенальной юстиции, следует особо отметить такие специфичные общеобразовательные учебно-воспитательные учреждения, как специальные школы открытого и закрытого типа, которым отводится особая роль в преодолении социальной дезадаптации детей и подростков с девиантным поведением.
Цели и задачи специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением полностью соответствуют целям и задачам ювенальной юстиции, ее основополагающим принципам, предусмотренным международными нормами и правилами в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних и защиты их прав: обеспечение приоритета профилактических и реабилитационных мер над карательными, охрана прав ребенка, создание условий для индивидуального, личностно ориентированного подхода к подросткам с учетом причин совершения ими противоправных деяний.
В городе Москве сформирована достаточная сеть таких образовательных учреждений. В настоящее время функционируют 10 специальных школ открытого и 1 школа закрытого типа, в которых обучаются 783 несовершеннолетних в возрасте от 9 до 17 лет.
В 2006 году из 1446 подростков, осужденных за совершение преступлений, к реальному лишению свободы осуждены 371 человек, 880 (60%) - к условному. Вместе с тем из вышеназванного числа всех осужденных 101 несовершеннолетний (7%) ранее уже осуждался к лишению свободы условно. Поэтому широкое применение судами практики условного осуждения вместо направления несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в спецшколу закрытого типа представляются не вполне оправданными. Если в 2005 году в спецшколу судами были направлены 37 несовершеннолетних, то в 2006 году - 26 человек.
Такое положение неслучайно, поскольку сложившаяся в городе правоприменительная практика направления несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (спецшкола закрытого типа "Шанс") показывает, что цели и задачи данного учреждения не совсем понятны судьям, прокурорам, а также другим участникам процесса.
Ознакомление с судебными постановлениями и приговорами, постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав свидетельствует, что при вынесении решений о помещении несовершеннолетних в специальную школу закрытого типа допускаются многочисленные нарушения законодательства в первую очередь Федерального закона N 120-ФЗ, регламентирующего деятельность таких учреждений, производство по материалам о помещении туда несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, а также УК РФ и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).
Это подтверждается в том числе тем, что судьи в своих постановлениях указывают о направлении конкретного подростка в спецшколу ГУВД по городу Москве. (Например, постановление федерального судьи Нагатинского районного суда Воронова В.В. от 11 января 2005 года о направлении в спецшколу П.). Аналогичные названия содержатся и в ходатайствах подразделений по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел (ПДН ОВД).
В своих постановлениях судьи зачастую ссылаются на статьи Федерального закона N 120-ФЗ, касающиеся вопросов помещения подростков в ЦВСНП, а не на статьи главы III, а также УК РФ и УПК РФ. Создается впечатление, что как сотрудники органов внутренних дел подготовили данное постановление, так оно судьей и подписывается.
Имеют место факты, когда производство по делу о помещении несовершеннолетнего в закрытое учебно-воспитательное учреждение суды возбуждают по ходатайству начальников ПДН ОВД, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона N 120-ФЗ, в котором установлено, что дело в суде может быть возбуждено лишь по ходатайству комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссия должна предварительно рассмотреть материал относительно правонарушителя, решить вопрос о том, что применение иных мер воспитательного характера будет недейственно, и только тогда обратиться в суд для вынесения решения о помещении его в закрытое учебно-воспитательное учреждение. Несоблюдение этой процедуры приводит к нарушению прав несовершеннолетних. В связи с этим напрашивается единственный вывод, что решение о помещении подростка в спецшколу объясняется не столько необходимостью обеспечить ему специализированную реабилитационную помощь, сколько желанием соответствующих органов системы профилактики изолировать подростка, избавиться от него на какой-то срок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 указанного Федерального закона N 120-ФЗ несовершеннолетние могут быть направлены в спецшколу до достижения ими возраста 18 лет, но не более чем на 3 года. Это положение закреплено и в статье 92 УК РФ, в пункте 31 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 420.
При этом сроки реабилитации детей определяет суд, однако эти сроки в большинстве случаев не соответствуют назначению учреждения, особенностям личности самого подростка.
Устанавливая нередко ограниченные (от пяти - восьми месяцев) сроки пребывания в спецшколе закрытого типа, суды не учитывают реальную возможность провести работу по реабилитации несовершеннолетнего, оказать ему комплексную помощь с учетом причин противоправного поведения, обеспечить получение начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.
Поэтому нередко приходится освобождать подростков в середине учебного года, а самое главное тех из них, кто не прошел должной реабилитации. Так, из общего числа воспитанников, находившихся в спецшколе закрытого типа "Шанс" на момент проверки (октябрь 2006 года), у 39 срок пребывания заканчивался в середине учебного года, и они не прошли курс обучения за год, поскольку продление срока допускается только на основании ходатайства самого несовершеннолетнего, а продолжение обучения подростком, не получившим необходимой психологической, медицинской и социальной реабилитации, в условиях массовой общеобразовательной школы, весьма проблематично.
В соответствии с постановлением федерального судьи Бабушкинского районного суда Батуриной С.А. от 9 декабря 2004 года несовершеннолетний И. направлен в спецшколу за совершение ряда противоправных действий. Судья не уточнил в своем постановлении, что именно совершил подросток и выносились ли в отношении него постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом срок его содержания в спецшколе установлен "до окончания учебного 2004-2005 года", то есть на 6,5 месяцев. Естественно, обеспечить психологическую и социальную коррекцию его поведения за данный промежуток времени не представилось возможным. После окончания срока пребывания в указанном учреждении, 30 мая 2005 года подросток совершил две кражи и 16 декабря 2005 года по постановлению федерального судьи того же суда вновь был направлен в спецшколу, но уже сроком на три года.
Имеются и совершенно противоположные примеры принятия неоправданных решений о направлении несовершеннолетних в спецшколу закрытого типа без учета конкретных данных о личности подростка.
Постановлением федерального судьи Зюзинского районного суда Довженко М.А. от 20 сентября 2005 года В. направлен в спецшколу сроком на три года. При этом судья не учел, что подросток в 2005 году уже окончил 9 классов и к назначенному сроку он не только получит полное среднее образование, но еще и должен будет содержаться в спецшколе следующий учебный год. В связи с чем неизбежно возникнет необходимость опять-таки в судебном порядке решать вопрос о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для получения профессионального образования (в городе Москве такого учреждения в настоящее время нет) либо о прекращении пребывания подростка в спецшколе, если он исправился.
То же касается и постановления судьи Нагатинского районного суда Цвелевой Е.А. от 5 апреля 2006 года о направлении в спецшколу несовершеннолетней Н. сроком на 2 года 6 месяцев. Н. закончит 11 классов в июне 2008 года, а с учетом определенного судом срока пребывания в спецшколе она должна будет содержаться там до 5 октября 2008 года.
Рассматривая дела указанной категории, суды не выясняют наличие основания для помещения несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, каковым является совершение подростком общественно опасного деяния (статья 15 указанного Федерального закона N 120-ФЗ, статья 92 УК РФ, пункт 11 статьи 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", пункт 14 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением).
В постановлениях судьи нередко делают ссылку на процессуальный документ следователя о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении, особенно в случаях недостижения подростком возраста уголовной ответственности, не выясняя, совершил ли он данное деяние и доказана ли его вина. Неслучайно в спецшколу закрытого типа попадают несовершеннолетние без достаточных на то правовых оснований.
На основании постановления федерального судьи Бутырского районного суда Пасикуна К.Н. от 13 сентября 2005 года в спецшколу сроком на 2 года был направлен несовершеннолетний С., в отношении которого было отказано в возбуждении уголовного дела по статье 24 (часть 1, пункт 2) УПК РФ. Кстати, в постановлении судьи также содержится ссылка на отказ в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного данной статьей УПК РФ. В самом же постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела отсутствует какое-либо упоминание о преступлении, предусмотренном конкретной статьей УК РФ. Таким образом, какое общественно опасное деяние совершил подросток, не известно ни милиции, ни суду. Кроме того, в постановлении судьи нет указания на участие при рассмотрении данного дела прокурора и адвоката, что является безусловным основанием к отмене данного постановления.
Судья Черемушкинского районного суда Чурсин С.С. 26 мая 2006 года вынес постановление о направлении в спецшколу закрытого типа сроком на два года несовершеннолетнего Р. Из имеющихся материалов, в частности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, следует, что в действиях Р. отсутствуют признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 163 УК РФ (вымогательство), в связи с чем и проводилась проверка.
В нарушение пункта 8 статьи 15, пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 120-ФЗ судами редко выясняется, имеются ли у подростков на момент принятия решения заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в спецшколе закрытого типа, указанные в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 518. Из 22 изученных Уполномоченным и сотрудниками его аппарата судебных решений лишь в четырех имелись ссылки на то, что согласно медицинским заключениям противопоказаний на помещение несовершеннолетнего в спецшколу закрытого типа не установлено. 13 июня 2006 года федеральный судья Бутырского районного суда Пасикун К.Н. вынес постановление о направлении в спецшколу несовершеннолетнего К., а обследование подростка на наличие психических расстройств, препятствующих его содержанию в указанном учреждении, проведено лишь 27 июня 2006 года.
Этот же федеральный судья 2 мая 2006 года своим постановлением направил в спецшколу П., в отношении которого было отказано в возбуждении уголовного дела на основании того, что отсутствует заявление потерпевшего, поскольку дело относится к делам частного обвинения. П., имея диагноз "умственная отсталость с другими нарушениями поведения", обучался по программе специального (коррекционного) учреждения для детей с отклонениями в психическом развитии VIII вида, а спецшкола "Шанс" работает по программам массовой общеобразовательной школы и коррекционной группы для обучения таких детей не имеет.
По приговору, вынесенному федеральным судьей Зеленоградского районного суда Козловой Е.В. от 1 августа 2005 года, направлен в спецшколу закрытого типа "Шанс" Б., в отношении которого судом применена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения у психиатра, что в условиях спецшколы невозможно.
При рассмотрении дел допускается неоправданная волокита, из постановлений и приговоров суда порой невозможно понять, когда именно поступил материал или уголовное дело, кто виноват в несвоевременной постановке вопроса о помещении несовершеннолетнего в спецшколу.