Вынужден снова, как и в предыдущие годы, обозначить проблему, имеющуюся в городе Москве, связанную с реализацией права на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Статистика показателей детской инвалидности в городе Москве за последние 10 лет указывает на увеличение численности детей-инвалидов и инвалидов с детства.
В 1996 году в городе Москве насчитывалось 23,1 тыс. детей-инвалидов и инвалидов с детства, в 1997-1998 годах - 25,1 и 26,6 тыс. человек соответственно. Начиная с 2000 года, в показателе детской инвалидности стали учитываться дети в возрасте до 18 лет (ранее - до 16 лет). Число детей-инвалидов в 2000 году составило 29,8 тыс. человек (до 16 лет - 26,1 тыс. человек).
На 1 февраля 2007 года число детей-инвалидов составляет 26,6 тыс. человек, что несколько ниже показателей 2006 года (27,4 тыс. человек) и 2005 года (28,4 тыс. человек).
Необходимо пояснить, что некоторое снижение числа детей-инвалидов в городе Москве обусловлено исключительно изданием приказа Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", утвердившего новые ужесточенные критерии и классификации, на основании которых учреждения медико-социальной экспертизы при проведении освидетельствования детей присваивают ребенку категорию "ребенок-инвалид".
Большее число детей-инвалидов приходится на возраст 10-12 лет и 13-15 лет.
Что касается нозологической структуры детской инвалидности, то первое место по численности занимают инвалиды с психическими расстройствами (24,1%), на втором месте - с врожденными аномалиями (21,4%), на третьем месте - с болезнями нервной системы (16%), то есть на долю детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы приходится более 60% от всех детей-инвалидов.
Учитывая, что к категории детей-инвалидов не относятся дети с легкой степенью умственной отсталости, дети с задержкой психического развития и дети с речевой патологией, то к указанному большинству детей-инвалидов относятся именно дети с нарушениями средней и тяжелой степени, то есть дети с серьезной патологией, особенно нуждающиеся в интенсивной комплексной помощи.
Сегодня действует целый ряд международных, федеральных и московских нормативных правовых актов, закрепляющих всеобщность и доступность образования, а также право ребенка-инвалида на получение образования в условиях максимально возможной социальной интеграции. Интегративные в целом законы города Москвы об образовании закрепляют обязанность по обеспечению всех детей, вне зависимости от состояния их здоровья, необходимым им образованием, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, для которых требуется создание особых условий для реализации их права на образование.
В целях реализации закрепленного Законом города Москвы от 10 марта 2004 года N 14 "Об общем образовании в городе Москве" права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности органов государственной власти города Москвы за полный охват детей и подростков общим образованием постановлением Правительства Москвы от 6 декабря 2005 года N 973-ПП утверждено и введено в действие с 1 января 2006 года Положение об организации учета детей, в соответствии с которым главам управ районов поручено организовать работу по проведению ежегодного персонального учета детей, подлежащих обучению, как в государственных образовательных учреждениях, так и негосударственных образовательных организациях. Указанным Положением определен порядок взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и других органов исполнительной власти города Москвы. В случае выявления семей, препятствующих получению своими детьми образования и (или) ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и обучению детей, ставится в известность районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия соответствующих мер воздействия. Закон города Москвы "Об общем образовании в городе Москве" предусматривает с 2006 года повышение ответственности родителей за получение детьми образования: родители обязаны обеспечивать получение детьми среднего (полного) общего образования и несут за это установленную ответственность.
К сожалению, некоторые родители, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, на определенном этапе принимают решение, что их ребенку не нужно больше учиться. Отчасти принятие такого решения связано или с отсутствием необходимых условий для продолжения образования, в том числе материальных, или с особенностями развития ребенка, которому все сложнее становится осваивать учебный материал, а родители самостоятельно не могут или не хотят преодолевать трудности, связанные с его обучением. Педагоги в силу незаинтересованности в процессе образования такого ребенка стараются от него избавиться при первой возможности.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, реализующаяся в образовании. Именно образование (от дошкольного воспитания до овладения профессией) является в период детства и взросления основным способом социализации ребенка.
Однако законодательно гарантируемая возможность получения образования независимо от состояния здоровья на практике трудно реализуется или отсутствует вовсе. Психолого-медико-педагогические комиссии по-прежнему выносят заключения, препятствующие осуществлению конституционного права таких детей на образование. Дети с отклонениями в развитии по-прежнему направляются на обучение в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) либо в учреждения системы социальной защиты населения на полное государственное обеспечение.
Об интегрированном обучении таких детей в обычных классах общеобразовательных школ в законах речь не идет. Типовые положения об общеобразовательных учреждениях не предусматривают работу школ с особыми детьми, и детей с отклонениями в развитии в большинство общеобразовательных учреждений не принимают.
Кроме того, специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрыты для некоторых категорий детей-инвалидов. До настоящего времени действует ряд документов 80-90-х годов о показаниях и противопоказаниях по приему детей в специальные коррекционные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей, в которых фактически содержится запрет на образование вообще: "…не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности" (совместный приказ Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 года N 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 года N 17-13-186). Такой подход противоречит международному и действующему российскому законодательству.
На 1 января 2007 года в 7 детских домах-интернатах для умственно отсталых детей проживают 1792 ребенка-инвалида, страдающих психическими расстройствами и имеющих статус "неспособности к обучению как в общеобразовательных, так и в специальных учебных заведениях системы образования", что меньше показателей 2005 года (2053 ребенка-инвалида). Из них 61% составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в 2005 году - 58%).
Учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) в соответствии с возложенными на них федеральным законодательством функциями и обязанностями, на основании правовых актов о классификациях видов нарушений организма и критериях ограничений способности к трудовой деятельности, противоречащих современным представлениям об обучении и трудовой адаптации детей и подростков, фиксируют у ряда категорий российских граждан, в том числе детей и подростков, "неспособность к обучению", "неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности". На основании присвоенных органами МСЭ подобных ярлыков детей не принимают в школы, молодых людей - в профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, вузы), а также зачастую и на работу.
На протяжении последних лет в городе Москве было принято большое количество нормативных актов и целевых программ, направленных на защиту интересов детей, в частности городская целевая программа развития образования "Столичное образование - 4" на 2005 - 2007 годы, предусматривающая большой перечень мероприятий, направленных на совершенствование законодательства и разработку инструментариев для реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья (постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 529-ПП).
Безусловно, Департаментом образования города Москвы проведена и будет проводиться большая работа с целью максимального удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, но, к сожалению, обращения граждан к Уполномоченному свидетельствуют о том, что до сих пор так и не решены следующие проблемы.
1. Часть детей по-прежнему остается вне всякого образования и не учитывается как подлежащая образованию.
В данный учет не входят дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и дети с эмоционально-волевыми нарушениями (выраженными нарушениями поведения и нарушениями аутистического спектра), в том числе проживающие в интернатах Департамента социальной защиты населения города Москвы. Подавляющее большинство данных интернатов не может обеспечить надлежащее образование указанным категориям детей, поскольку не имеет статуса образовательных учреждений. Часть детей, находящихся в отделениях милосердия учреждений социальной защиты населения, по-прежнему не обучается. Обращаю внимание на то, что даже имеющие лицензии на право заниматься образовательной деятельностью учреждения для детей системы социальной защиты населения не в состоянии сегодня организовать учебный процесс на должном уровне вследствие отсутствия необходимых для организации такого процесса кадров и ряда других условий.
2. Значительное количество детей безвозвратно вытесняется с более высокого образовательного уровня на низший (обратное движение практически невозможно).
Здесь речь идет прежде всего о детях с "пограничными" проблемами, которые развиваются в рамках "возрастной нормы", но в силу поведенческих и познавательных проблем не справляются с программой общеобразовательных школ и неуклонно вытесняются в классы коррекционно-развивающего обучения (классы КРО) таких школ, далее - частично во вспомогательные школы (оттуда переход в общеобразовательные учреждения невозможен), а большей частью - "на улицу", социально дезадаптируются, и часто оказываются среди криминальных подростков.
Таким образом, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются в вынужденной изоляции из-за своих психофизических особенностей. Те дети, которые, по мнению педагогов, сложные, трудные, доставляющие проблемы, отторгаются системой общего образования. Школа избавляется от таких учеников, для них безосновательно понижается уровень преподавания, упрощается программа.
Механизм реабилитации ребенка, нуждающегося в ней, в настоящее время включается только после того, как ему будет установлен статус "инвалида", и учреждением МСЭ будет составлена индивидуальная программа реабилитации (ИПР), включающая в себя в основном медико-социальный аспект. Реабилитация в образовательном процессе в той степени, в которой она должна способствовать развитию ребенка, в настоящее время не определяется МСЭ.
К сожалению, механизм ИПР и деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) выражаются в упорных попытках "разделить" детей по ведомствам и закрепить это разделение: "нормальными" должно заниматься образование, "особыми" - социальная защита, полагая, как и в прошлом, что образование таким детям не нужно (им достаточно так называемой реабилитации). По зарубежному опыту и опыту, имеющемуся в ряде субъектов Российской Федерации, а также по опыту экспериментальных площадок, работающих в городе Москве, успешной реабилитация является тогда, когда начинается не с момента установления инвалидности ребенку, а с момента выявления потребности в реабилитации, ведь отклонения в состоянии здоровья и развитии ребенка выявляются гораздо ранее установления инвалидности и далеко не всегда приводят к ней.
Ранняя реабилитация ребенка с отклонениями в развитии позволяет создать условия для его нормального развития, несмотря на имеющиеся ограничения жизнедеятельности. Но по действующим нормам, семья, столкнувшаяся с проблемой стойкого отклонения в развитии ребенка, может рассчитывать на поддержку со стороны специалистов и государства только в случае инвалидизации ребенка.
3. Дети, "выпавшие" из школьного процесса по состоянию здоровья, зачастую "теряются" для образования.