Вопрос получения гражданами, относящимися к "федеральным" льготным категориям, денежных выплат взамен отдельного вида социальных услуг в натуральной форме регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно указанному Федеральному закону для инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий, инвалидов, членов семей погибших военнослужащих и некоторых других категорий с 1 января 2006 года возможны отказ от всего набора социальных услуг ("социального пакета") или от отдельной социальной услуги и получение денежных выплат в следующих размерах (с учетом индексаций):
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, и предоставление путевки на санаторно-курортное лечение - 424 рубля;
2) бесплатный проезд на пригородном транспорте, а также на междугородном к месту лечения и обратно - 53 рубля.
Таким образом, федеральным законодательством в настоящее время в одну социальную услугу объединяются совершенно различные по своему содержанию меры социальной поддержки, что делает невозможным для граждан отказ от социальной услуги, которой фактически они не пользуются.
Например, инвалид, имеющий противопоказания к санаторному лечению, не имеет возможности отказаться от этой услуги, поскольку нуждается в лекарственном обеспечении. Аналогичная ситуация складывается и с транспортными льготами.
Такое положение дел вызывает справедливые нарекания граждан, относящихся к "федеральным" льготным категориям.
Законопроектом предлагается внести изменения в правовые нормы Федерального закона "О государственной социальной помощи", регулирующие предоставление "федеральным" льготным категориям граждан социальных услуг, а также порядок получения денежных выплат взамен этих услуг.
В отличие от действующих в настоящее время правовых норм законопроектом предусматривается выделение услуг по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению, санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и проезду пригородным железнодорожным транспортом в отдельные виды социальных услуг.
Предлагаемые изменения позволят "федеральным" льготным категориям граждан решать вопрос об отказе от социальных услуг с учетом своих реальных потребностей.
Кроме того, законопроектом предусматривается установление для граждан, относящихся к "федеральным" льготным категориям, права на получение денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевки в течение двух календарных лет.
Определение размера и порядка выплаты указанной компенсации законопроектом отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.